Вернуться к списку статей

Китайский «Тип 055». Эсминец с характеристиками крейсера

Китай активно развивает надводный флот своих ВМС, и одной из главных мер в этом направлении является строительство эсминцев. За последние десятилетия по нескольким проектам построены десятки подобных кораблей, и эти процессы не прекращаются. Самыми новыми, крупными и мощными эсминцами для ВМС НОАК на данный момент являются корабли проекта «Тип 055». Уже введено в строй три таких вымпела, а в будущем планируют построить еще почти три десятка.

Корабль нового поколения

Массовое строительство современных эсминцев для ВМС НОАК стартовало в начале двухтысячных годов. В дальнейшем последовательно разработали и воплотили в металле несколько отличающихся проектов. Каждый новый проект эсминца основывался на современных технологиях и компонентах, а также учитывал опыт эксплуатации предыдущих кораблей.

С 2010 г. осуществлялось строительство эсминцев пр. «052D». Изначально планировалось, что в будущем этот проект будет переработан для повышения основных характеристик и боевых качеств. Однако затем стало ясно, что «Тип 052D» имеет ограниченный модернизационный потенциал, и для получения всех желаемых результатов необходим совершенно новый проект.

Вскоре работы по модернизации «052D» свернули и запустили новый проект «055», о разработке которого официально сообщили только в 2014 г. К этому времени успели выполнить необходимые проектные работы, а также построить и испытать наземный макет надстройки с радиоэлектронным вооружением.


Спуск на воду головного эсминца «Наньчан», 2017 г. Фото Bmpd.livejournal.com

Как стало известно, целью проекта «Тип 055» является создание эсминца увеличенных размеров и водоизмещения, способного нести более широкую номенклатуру современных и перспективных вооружений в большем количестве. Для этого планировалось использовать актуальные технологии и решения, которые также позволяли создать задел для последующих модернизаций.

Планировалось строительство 16 кораблей для всех трех флотов. Головной эсминец должен был войти в боевой состав ВМС не позднее 2018-20 гг. Позже стало известно о возможном увеличении серии до 30 ед. Последние корабли должны будут войти в боевой состав флота к 2035 г.

На стадии строительства

В 2014 г. Цзяннаньский судостроительный завод (г. Шанхай) начал подготовку к строительству головного эсминца «055». В декабре того же года состоялась торжественная церемония закладки. Корабль получил бортовой номер «101» и имя «Наньчан». Его спустили на воду в конце июня 2017 г., после чего началась стадия достройки на плаву.

В 2018-19 гг. головной «Тип 055» прошел необходимые испытания, включая стрельбы с применением всех видов оружия. 12 января 2020 г. эсминец передали заказчику, который включил его в боевой состав Северного флота. К настоящему времени «Наньчан» успел совершить несколько плаваний в составе разных корабельных групп.


«Наньчан» на ходовых испытаниях, август 2018 г. Фото Cjdby.net

В апреле 2018 г. в Шанхае спустили на воду первый серийный эсминец «Лхаса» с б/н «102». После всех необходимых испытаний, 2 марта 2021 г. он тоже вошел в состав Северного флота. В июле 2018-го на верфи Dalian Shipbuilding Industry Company в г. Далянь спустили на воду сразу два новых корабля. Один из них, «Далянь», в этом году передали ВМС. Второй пока проходит испытания.

По известным данным, в настоящее время на испытаниях находится до 3-4 новых эсминцев. Такое же количество кораблей пока остается на разных стадиях строительства. Работы осуществляются сразу двумя предприятиями в Шанхае и Даляне, что должно ускорить выполнение всей программы. Вполне возможно, что ранее запланированную серию из 16 крупных кораблей удастся достроить уже во второй половине текущего десятилетия, а к середине тридцатых в строй войдут еще 14 вымпелов.

Малые сроки строительства достигнуты за счет модульно-секционного подхода. Корабль собирают из девяти крупных секций, которые к моменту стыковки получают основную массу необходимого оборудования. Кроме того, внедрены новые технологии изготовления крупногабаритных деталей, что уменьшает потребное количество операций и ускоряет сборку.

Технические особенности

Эсминец «Тип 055» представляет собой надводный корабль длиной ок. 180 м, максимальной шириной ок. 20 м и осадкой более 6 м. Нормальное водоизмещение – 11 тыс.т, полное – 13 тыс.т. Кораблем управляет экипаж из 310 чел.


Головной «Тип 055» и один из эсминцев «Тип 052D». Фото 81.cn

Примечательно, что новейшие китайские корабли по размерам и водоизмещению выходят за привычные рамки класса «эсминец». В иностранной прессе «Тип 055» нередко сравнивают с американскими ракетными крейсерами типа Ticonderoga – они на несколько метров короче и имеют водоизмещение менее 10 тыс.т.

Корабль «055» строится на основе корпуса традиционной конструкции и получает граненую надстройку с двумя «островами» и мачтой. Большинство агрегатов и устройств убрано внутрь конструкции, что должно сокращать заметность в разных диапазонах. На надстройке предусмотрены места для монтажа АФАР главной РЛС.

Проект предусматривает использование главной энергоустановки типа COGAG на основе четырех газотурбинных двигателей QC-280 мощностью по 38 тыс.л.с. каждый, работающих на два гребных вала. Два из них используются постоянно, вторая пара используется для увеличения суммарной мощности. Энергосистемы корабля построены вокруг шести газотурбинных генераторов QD-50 мощностью по 5 МВт.

С такой энергетикой корабль развивает скорость до 30 узлов. Экономическая скорость – 20 узлов. Дальность плавания достигает 5 тыс. морских миль.

Ожидается, что в будущем корабли «Тип 055» начнут получать модернизированные двигатели QC-280 мощностью по 45 тыс. л.с. Электроснабжение перестроят с использованием интегрированной энергоустановки. При этом существующие генераторы на 30 МВт не только соответствуют существующим потребителям, но и создают запас по мощности для дальнейших модернизаций.


Третий и четвертый эсминцы «055» во время спуска на воду, июль 2018 г. Фото Bmpd.livejournal.com

Корабль оснащается цифровой высокоэффективной боевой информационно-управляющей системой китайской разработки. В нее интегрирована основная обзорная РЛС «Тип 346B», способная засекать крупные цели на дальностях до 600 км. Четыре АФАР этой станции устанавливаются на надстройке. На мачте размещены АФАР станции слежения за воздушной обстановкой. Также имеются радиотехнические средства для управления огнем зенитных и артиллерийских систем. Предусмотрено использование средств активной и пассивной радиоэлектронной борьбы.

В носу корабля располагается гидроакустическая станция SJD-9 с дальностью обнаружения подводных целей до 10 км. В корме имеются средства для выпуска буксируемой ГАС ESS-1 с дальностью действия 25 км.

«Тип 055» оснащается модульными универсальными вертикальными пусковыми установками для ракет. Каждый такой модуль имеет восемь ячеек. Перед надстройкой размещено восемь модулей, в центре корабля – еще шесть. Общий боекомплект – 112 ракет. Для поражения надводных и береговых целей эсминец может использовать крылатые ракеты YJ-18 и CJ-10. ПВО на средней и большой дальности осуществляется при помощи ракет HHQ-9 и HHQ-16. Также возможно применение противолодочных ракет CY-5.

Перед носовой пусковой установкой располагается 130-мм артиллерийская система H/PJ-38. Также корабль несет один 11-ствольный 30-мм автомат H/PJ-11 и зенитный комплекс HJ-10 с собственной пусковой установкой на 24 ракеты. Для борьбы с подводными целями имеются два трехтрубных торпедных аппарата калибра 324 мм с торпедами Yu-7.


«Наньчан» в походе, апрель 2021 г. Фото Минобороны Японии

В кормовой части надстройки предусмотрен ангар для двух вертолетов. Эсминец может нести многоцелевые или противолодочные машины типа Z-9, Z-18 или Z-20 для решения разных вспомогательных задач. В корме корпуса предусмотрен отсек для жестко-корпусных надувных лодок.

Корабли на службе

Эсминец «Тип 055» предназначается для работы в составе корабельных групп разного назначения. Основной его задачей является обеспечение противовоздушной обороны соединения на средней и большой дальностях. При этом он способен защищать себя и другие корабли от воздушного нападения в ближней зоне и от подводных угроз. Также эсминец способен атаковать надводные и береговые цели.

Состав боекомплекта основных пусковых установок определяется в соответствии с задачами похода. Известно, что типовая боевая нагрузка включает до 65-70 зенитных ракет HHQ-9 и HHQ-16, до 20-24 крылатых ракет для атаки береговых целей и до 12-15 ед. противокорабельного вооружения.

Головной «Наньчан» за последний год неоднократно выходил в море в составе разных корабельных групп. В частности, ему уже приходилось сопровождать авианосцы и десантные корабли. К подобным походам должны привлекаться и два серийных эсминца, уже вошедшие в строй. Затем к ним будут присоединяться следующие корабли «Тип 055».

Перспективы флота

Постепенное и длительное развитие направления эсминцев привело к самым интересным результатам. Китайская промышленность создала и передала флоту новые эсминцы с потенциалом на уровне зарубежных крейсеров. Вместе с эсминцами «традиционного» облика они станут основой надводных сил, способной защищать себя и указанные районы, а также атаковать любые цели.

Впрочем, весь потенциал «Типа 055» будет реализован только в отдаленном будущем. Пока в состав ВМС НОАК приняты лишь три новых корабля, что приводит к известным ограничениям. Однако в ближайшие год или два их количество может удвоиться или даже утроиться – и на этом строительство не остановится. Кроме того, будут продолжены работы по модернизации проекта. Как следствие, к середине тридцатых годов эсминцы пр. «055» станут массовыми и при этом не устареют морально.