Вернуться к списку статей

Креативный подход к новой экономике России

124124134

Фото: телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»

Денис Кравченко: регионы сегодня остро нуждаются в экспертной поддержке для формирования собственных систем и инфраструктуры содействия развитию креативных индустрий.

5 февраля 2025 года вступил в силу Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий». Он предусматривает серьезную поддержку, в том числе финансовую активно растущего в России сектора креативной экономики. Креативная экономика стоит на повестке уже не завтрашнего, а сегодняшнего дня – ее доля в экономике и число занятых в ней наших граждан стабильно растет, но все еще отстает от западных конкурентов. Дополнительная важность развития этого сектора обусловлена низкой зависимостью от санкционных ограничений, а вместе с этим одновременной возможностью обеспечения высокой добавленной стоимости в отношении отечественной продукции.

Для любого государства вопрос поддержки творческого сектора сегодня − не благотворительность, а инвестиция, ведь креативные индустрии обладают огромным экономическим потенциалом, способны стать фактором развития всей экономики и одним из элементов «мягкой силы» в глобальном пространстве, инструментом коммуникации и донесения национальных ценностей. Такой поистине уникальный сектор не мог остаться без внимания и поддержки государства в условиях курса на построение технологического суверенитета страны. Креативная экономика была обозначена в качестве важного приоритета Президентом России в Послании Федеральному Собранию. В числе одной из национальных целей развития − рост доли креативных индустрий в национальной экономике и ВВП.

Развитие креативной экономики способствует решению нескольких ключевых для России задач развития. Это формирование добавленной стоимости и развитие интеллектуальной собственности. Благодаря развитию этого сектора российская продукция может лучше конкурировать за внимание потребителя, в том числе на зарубежных рынках. Таким образом, в частности, решаются задачи сокращения зависимости экономики и федерального бюджета от экспорта углеводородов, а диверсификация экономики за счет креативных индустрий способствует повышению устойчивости от санкционного воздействия.

Не менее важный акцент – формирование ценностно-ориентированной экономики, когда наши граждане не только задействованы в создании продукта и формировании цепочек добавленной стоимости, но и, по сути, формируют контуры нового самосознания россиян в современном мире, способствуют укреплению и продвижению наших ценностей для только на внутреннем рынке, но и по всему миру.

Эти важные предпосылки стали основой для разработки и принятия в завершении весенней парламентской сессии 2024 года базового закона о развитии креативных индустрий. Закон обеспечил нормативное «обрамление» нового, ранее не закрепленного на законодательном уровне, сектора креативной экономики, установил принципы государственной политики для развития креативной экономики и отечественных креативных индустрий, закрепил механизмы поддержки креативного предпринимательства. Это знаковое событие дало старт новому пути по масштабной государственной поддержке отечественной креативной экономики.

Сегодня креативная экономика России активно обрастает уже подзаконными актами. Опубликованы два ключевых документа для развития креативной экономике: приказ Минэкономразвития о новых кодах ОКВЭД для творческого бизнеса и правила создания креативных кластеров. Более 50 направлений креативной деятельности — от народных промыслов и дизайна до IT-разработки и гастрономии — получили свою собирательную группировку.

Параллельно определены прозрачные критерии для создания креативных кластеров:

 • Минимальная площадь: 1000 кв.м в нежилых зданиях

 • Состав резидентов: не менее 10 субъектов креативных индустрий (минимум 50% от всех резидентов)

 • Инфраструктура: не менее 2 объектов коллективного пользования, занимающих минимум 2% общей площади.

Установление четких критериев для кластеров (площадь, резидентный состав, инфраструктура) создает прозрачные правила игры для инвесторов
и регионов. В этом ключе нельзя не отметить ведущую координирующую роль вице-премьера А.В. Новака и его команды. Личное вовлечение, практический подход и оперативность в реагировании на запросы отрасли ответственных сотрудников Правительства заслужили самую высокую оценку представителей креативных индустрий. Также стоит отметить вклад в формирование нормативной базы Минэкономразвития России, которое в соответствии с законом определено Правительством в качестве главного регулятора креативной экономики, ответственного за госполитику и правовое поле. Кроме того, стоит отметить, что тренд на развитие креативной экономики поддержала и Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», которая на последнем партийном Съезде дополнила свой главный программный документ, Народную программу, отдельным положением по обеспечению развития креативных индустрий страны!

Также при Государственной Думе активно работает Экспертный совет по развитию креативной экономики. В данный момент Совет ведет работу над текстом законопроекта, который бы дополнениями в ФЗ-330 комплексно бы описал сущность «креативного кластера».

Важно создать благоприятную экосистему для развития творческого сектора российской экономики. Центральным элементом такой системы является статусная дифференциация креативных кластеров с созданием трехуровневой системы федерального, регионального и местного значения, что позволит обеспечить адресную государственную поддержку в зависимости от масштаба и социально-экономического влияния проектов.

Все новые изменения в связи с опубликованием подзаконных актов открывают новый этап для креативной экономики России, делая креативный бизнес полноправным участником экономических отношений с доступом к системной поддержке государства. Однако перед нами еще очень большой фронт работы, в том числе нормативной. На сегодняшний день остаются отдельные заградительные барьеры для развития этого сектора − в частности, сложность входа в креативное предпринимательство и высокая доля «серой» зоны креативного предпринимательства.

Ключевой вопрос на повестке отрасли − подготовка Стратегии развития креативных индустрий на срок до 2036 года. В рамках подготовки стратегии, Экспертным советом была проведена серия мероприятий по выработке предложений по целому спектру направлений. В Минэкономразвития России были направлены отдельные предложения по подготовке кадров в области креативных индустрий, а вместе с этим ряд соображений по дополнению перечня отраслевых ОКВЭД.

Важным аспектом правового регулирования является обеспечение условий для создания и защиты результатов интеллектуальной деятельности. По-прежнему остро стоит вопрос с нелицензионным распространением аудиовизуального контента в Интернете. Для борьбы с «пиратскими» ресурсами необходимо применять не только технические, но и экономические меры, которые сделают их деятельность финансово непривлекательной.

В частности, важно лишить «пиратов» рекламных доходов и обеспечить правообладателям такой размер компенсаций, который сделает деятельность по нарушению прав экономически нецелесообразной.

Необходим широкий перечень мер государственной поддержки креативных индустрий, которые должны в первую очередь глобально решать задачи облегчения первоначального выхода в креативное предпринимательство и поддержки в поиске применения/сбыта креативной продукции.

Важнейшей составляющей креативной экономики является экспорт креативных индустрий является в связи с возможностью существенно расширять пул потребителей, а вместе с этим способствовать формированию позитивного образа Российской Федерации в глазах потребителей отечественной креативной продукции. Адресные меры господдержки креативного экспорта предстоит проработать и в этой части, имея в виду поставленные руководством страны задачи по освоению новых рынков.

Большой объем работы предстоит проделать совместно с нашими регионами. Лишь 18 субъектами на сегодняшний день приняты собственные нормативно-правовые документы (стратегии) по развитию креативных индустрий. В 20 регионах определены органы, которые занимаются развитием креативных индустрий, а в 15 созданы специализированные центры. И  лишь в 16 созданы креативные кластеры.

Законодатели в постоянном контакте с представителями региональных властей, откликаемся на просьбы поддержки в подготовке региональных законодательств. При этом от регионов фиксируется нехватка единого экспертного центра по трактовке положений федерального закона и объяснению региональным командам принципов креативной экономики как таковой. Для большинства региональных команд тема креативной экономики остается непосильной из-за с одной стороны перегруженности этих региональных команд, а с другой стороны отсутствия какой-либо понятной системы повышения квалификации в области управления этим сектором экономики.

Развитие креативного сектора следует преимущественно оставить за регионами, сохраняя отдельные федеральные элементы. Сохранение отдельных элементов на федеральном уровне обусловлено высоким потенциалом использования креативной экономики в качестве инструмента внешней политики. Дополнительно к внешнеполитическому потенциалу указанный сектор экономики позволяет повышать конкурентоспособность российской продукции.

После первого этапа формирования контура креативного сектора следует предусмотреть отдельные приоритизации развития креативных индустрий в соответствии со стоящими перед отраслью задачами.

Также логичным шагом в будущем должна стать взаимоувязка положений федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» с отдельными отраслевыми законами. В период формирования системы развития креативной экономики приоритетным направлением остается работа с регионами, однако необходимость дальнейшего развития законодательства в отраслях, сопряженных с креативными индустриями, необходимо иметь в виду в горизонте планирования отраслевой стратегии до 2036 года.

Как автор Федерального закона «О развитии креативной экономики»,  глубоко верю в потенциал творчества, как движущей силы для экономического роста и социального прогресса. Та масштабная работа, которая была проделана совместно Правительством, депутатами Государственной Думы, нашими коллегам из креативных отраслей – это большой важный шаг в деле построения новой суверенной экономики России, создания в нашей стране новых центров притяжения умов, инвестиций со всего мира. Уверен в нашем общем успехе, Россия – это креативная страна, и креативные индустрии в нашей стране ждет колоссальный успех!


Фото // телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»