Вернуться к списку статей

МИР ВИДИТ РУССКИХ ИМПЕРСКОЙ НАЦИЕЙ

К.  Малофеев: Мы, имперский народ!

О том, как воспринимается Россия за рубежом, можно судить не столько по голливудской кинопродукции с пресловутыми водкой-медведями-балалайками, сколько по памятникам, которые открывают русским государям, воинам и мыслителям по всему миру.

Время Советского Союза, казалось бы, давно прошло, однако фантомные боли эпохи холодной войны продолжают будоражить мировую поп-культуру. Вот, например, настоящим хитом последнего времени стал такой «вариант» советского гимна или военного марша (авторы, к сожалению, не уточнили):

Наш Советский Союз покарает
Весь мир от Европы к Неве на восток.
Над землей везде будут петь
Столица, водка, советский медведь!

Как видим, в песенке из компьютерной игрушки «Красная угроза — 3» имеется полный набор западных пропагандистских штампов о России, не изменившихся со времен Рейгана и его мужественной борьбы с Империей зла.

Самое любопытное, что подобное клиширование, похоже, стало нравиться и самим нам, русским. И вот,уже талантливая молодежь лихо исполняет кавер «про медведя» под балалайку и гармонь для ютуба, собирая десятки тысяч одобрительных просмотров. Да, и на выездных матчах на Западе наши болельщики, словно желая потрафить толстой пропаганде, выходят на трибуны в тельняшках, нарочито нелепых ушанках и банных буденовках на головах. Действительно, забавно, но правильно ли то, что подобный китч и клюква должны ассоциироваться с русскими и Россией? И только ли так, в откровенно потешно-угрожающем виде, видят нас за пределами нашей страны?

Когда русское — не советское

На самом деле все эти водки, ушанки и медведи достались нам и миру в наследство от все того же СССР — государства, которое для большинства наших граждан ассоциируется исключительно с «Артеком», полетом Гагарина, мультсериалом «Ну, погоди!» и напитком «Байкал», а не с ГУЛАГом, очередями и коммунальными квартирами; государства, которое вело себя на международной арене, как, простите за каламбур, все тот же хлебнувший водки медведь в «посудной лавке» или как Хрущев на трибуне ООН.

В то время как мир помнит Россию и другой. Мир помнит Россию великих русских царей, выдающихся мыслителей, гениальных писателей и драматургов, неповторимых и самобытных композиторов, ученых-первооткрывателей. Потому-то отображение имперского периода русской истории в западной культуре, несмотря на некоторые откровенные ляпы и притянутые под мировосприятие зарубежного потребителя «сусальности», все же происходит с большим пиететом и вполне адекватно. Для чего достаточно вспомнить такие резонансные кинопроизведения, как «Онегин» Марты Файнс, «Доктор Живаго» Джакомо Кампиотти, «Последнее воскресение» Майкла Хоффмана, «Война и мир» Тома Харпера, «Анна Каренина» Джо Райта и Тома Стоппарда…

Но если вышеупомянутые «сусальности», как, например, похожие на индейцев сибирские ориенталы из «Доктора Живаго», герои «Онегина», исполняющие «Вот кто-то с горочки спустился», безусый гусар Николай Ростов и княжна Мари Болконская, вопреки православной традиции носящая крест поверх платья из «Войны и мира», могут испортить русскому зрителю впечатление от западных постановок, то иное дело — памятники. Да, памятники, которые ставят русским в Европе и Америке. Причем стоит обратить внимание, каких исторических личностей, выдающихся русских выбирают иностранцы для того, чтобы монументальные изваяния стояли на улицах и площадях их городов и небольших населенных пунктов, а то и вовсе сел, имеющих то или иное отношение к мировой истории.

С Лениным покончено

Да, еще каких-то 20 лет назад это были монументы лысоватому идеологу всемирной революции, чьи фигуры с указывающей в неопределенном направлении рукой стоят практически во всех городах, поселках и даже глухих деревнях нынешней России. Всему остальному миру, как известно, повезло больше, но и там братские коммунистические партии потрудились изрядно, понаставив скульптурных дедушек в таком количестве, что после падений дружественных почившему в бозе СССР социалистических режимов их национальным преемникам пришлось либо демонтировать чуждого им вождя, либо проявлять чудеса творческой изобретательности.

Так, в Бухаресте Ильичу убрали голову, вместо нее из его туловища теперь прорастают монстрообразные змееподобные цветы. А в Кракове революционного лидера покрасили в желтый цвет и превратили в «писающего мальчика» — композиция с опорожняющим мочевой пузырь Ульяновым получила название «Фонтан будущего».

Еще двух Ленинов подобрали граждане США. Одного — одесского — впоследствии установили в Далласе, где теперь в ходе различных специфических мероприятий любят красить и наряжать в трансвестита. Другой из чешского Попрада был также перевезен за океан и установлен во Фремонте, штат Вашингтон. Больше всплесков особой любви к деятелям «русской» пролетарской революции на Западе не наблюдалось.

Настоящая русская элита

Другое дело — русские государи, в том числе и убиенный подельниками вождя пролетариата святой Государь-страстотерпец Николай Второй. Так, в ноябре 2014 года внушительный и красивый памятник Государю был установлен в сербской столице — Белграде, причем стоит отметить, что почитание русского Царя как святого в Сербии началось еще раньше, чем в России: сербы прекрасно знают, что Государь вступил в Великую (Первую мировую) войну именно ради них, дабы уберечь от безжалостного австро-немецкого геноцида и заставить союзников наконец-то начать предпринимать хоть какие-то усилия для спасения сербов.

А буквально месяц назад в чешской Теплице был установлен памятник еще одному Государю из рода Романовых — Николаю Первому, причем этот монумент стал третьим памятником русским царям в этом курортном городке. Ранее там были установлены памятники Александру Первому и Петру Великому. Все дело в том, что Николай Первый и Александр Второй бывали в Теплице и всякий раз их визиты были связаны с последствием наполеоновских войн и укреплением славянского единства.

В свою очередь, Петр Великий лечил в чешском городке болезни желудка, тем же он занимался и в бельгийском Льеже, но памятник первому русскому Императору установили в июне этого года совсем не из-за этого. Государя-труженика, которые жил как рядовой воин, трудился наравне с простыми моряками, осваивая премудрости различных ремесел, корабельного и артиллерийского дела, на Западе почитают как первого русского правителя, который пошел на контакт с Европой. Да и как удивительного человека, который ради дела презрел сословные пышности и условности, чего не позволял себе ни один из европейских правителей. Другие памятники Петру есть в нидерландских Заандаме и Роттердаме, бельгийском Антверпене, а также довольно причудливая композиция Государю установлена в Лондоне, но за ее экзотический и довольно гротескный вид стоит благодарить отнюдь не англичан, а русского же скульптора Михаила Шемякина.

Не меньше Государя, прорубившего пресловутое окно в Европу, в той же самой Европе чтят и русского полководца екатерининской эпохи, защищавшего континент от новоявленного узурпатора с имперскими амбициями и иноверных турецких агрессоров, — Александра Васильевича Суворова. Памятник генералиссимусу появился в швейцарском Андерматте в Альпах еще в имперские времена. В 50-е годы — конный монумент в румынском поселке Думбрэвень в честь победы над турками, ну и в 1999 году — довольно своеобразный памятник Александру Васильевичу в швейцарском Эльме.

Любят и чтят европецы и «солнце русской поэзии». Памятники Пушкину установлены практически по всему миру — и в Германии, и во Франции, и в США, и в Китае, и в Бельгии (довольно своеобразное решение, навеянное, видимо, евангельскими мотивами: нагая муза держит в руке голову поэта без туловища), и на Кипре, и, само собой, в Эфиопии…

Александр Второй и Екатерина Вторая, Тургенев и Достоевский, Гоголь и Миклухо-Маклай — памятники русским продолжают появляться по всему миру практически ежегодно, что говорит о вкладе русской цивилизации в цивилизацию человеческую. Ну а что же советский период? С этим хуже, но… По всему миру чтят Гагарина. Памятниками Юрию Алексеевичу за рубежом никого не удивишь. Впрочем, у всего мира ясный взгляд и светлая улыбка первого человека, побывавшего в космосе, ассоциируются отнюдь не с красными звездами, водкой и советскими медведями, а с мощью Петра Великого, доблестью Александра Суворова, гением Пушкина, мудростью Екатерины Великой. И тут уж налицо эффект, который выражается русской народной мудростью: «Со стороны виднее».

Виднее, что русский цивилизационный проект, в отличие от различных наносных идеологий, уникален и бессмертен.

Источник: Царьград

 

278606012