Вернуться к списку статей

«Мы в траншеях православной борьбы»: Философ Дугин — о невзятых рубежах России на пути к «русской мечте»

w720h405fill

Гость нового проекта Царьграда «Русская мечта» философ и политолог Александр Дугин с ведущим программы — заместителем главы ВРНС Константином Малофеевым — побеседовали о невзятых рубежах России и Русской Церкви. Есть ли шанс у нашей страны сегодня осуществить, наконец, «русскую мечту»? Гость студии полагает, что пока ещё «мы в траншеях православной борьбы», а стране требуется восстановление оборванных ранее духовных связей.

Русская мечта Александра Дугина

Гость программы заметил, что в 1970-х наша страна находилась еще в «духовном сне», затем породившем те самые 1990-е. «Советский Союз сам себя и уничтожил, постепенно вырождаясь…» — пояснил Дугин, уточнив, что такая коммунистическая, механическая, материалистическая, прогрессистская, технологическая догматика «продолжала закупоривать русскому началу возможности реализоваться».

«Компартия так и не взяла в себя русскую идентичность, так и не приняла ни христианство, ни Православие, не воссоединила связь времен с древними эпохами», — уточняет философ.

Китч

Во времена СССР не существовало, отмечает гость в студии, самого главного — «православного духа, православного озарения, признания сакральной вертикали в мире, в обществе, движения Бога, Его дуновения, Его дыхания — вот этого Бога живого не было в помине». А существовали только «пародия, китч по отношению к христианству».

«Православие и русский народ — это некое движение, очень глубокое внутреннее духовное движение, — поясняет свою мысль собеседник Малофеева. — Когда нам говорят, что коммунистическая этика и христианская этика — одно и то же, это просто чистый бред, это взаимоисключающие вещи. Потому что дело в Христе, в живом Боге, в бессмертии, в Воскресении. А если идеология отрицает и бессмертие, и Воскресение, и творение мира, и спасение, соответственно, и Христа как Бога — зачем нам такая этика? Даже если она будет хорошая, то это этика Антихриста».

Семья

Особый взгляд у гостя программы «Русская мечта» и на семью. «В христианстве семья не была ценностью, — напомнил Дугин. — Просто считалось, что семья должна быть, для того чтобы быть маленькой Церковью. Семья как таковая не ценность. Семья с Христом ценность, семья воцерковленная, традиционная, семья, передающая традиции, семья для чего-то. Семья для того, чтобы жить в соответствии с Божьими правилами, чтобы воспитывать. Не столько рождать, сколько воспитывать христиан внутри себя. И для этого, кстати, служила не сама семья, а духовные родители, которые помогают взрослеть христианину в духе».

Именно это в советское время «отсутствовало совершенно». А сейчас, по мнению политолога, наша страна находится в худшем периоде своей истории. Несмотря на сегодняшнее торжество Православия, постепенное возрождение традиций, есть еще рубежи, которые не взяты Россией и Русской Церковью.

Невзятые рубежи

«То, что идет возрождение православия, — это очень хорошо. Но, на мой взгляд, оно пока еще не достигло общества, не достигло политического устройства, социального устройства, — подчёркивает Дугин. — Церковь остается институтом на обочине совершенно антиправославного прозападного либерального и политико-экономического общества, скопированного с антихристианского Запада. То есть у нас христианство возродилось, но какую-то черту влияния критического на общество оно не преодолело. И поэтому оно все равно остается в некоем социально-политическом гетто. Это считается как музей или дань традиции, но не живая преобразующая сила, потому что правильным полноценным христианским обществом не может быть либеральная демократия, скопированная с Запада».

Гость программы отмечает, что «христианство не может быть просто частным делом или каким-то отдельным институтом».

«Это глобальное мировоззрение. Либо у нас христианская страна, либо не христианская, — уточняет Дугин. — Сейчас она у нас не христианская. Какой-то рубеж влияния на общество, на политику, на институции, на государство Церковь не преодолела».

Но это только одна, внешняя сторона вопроса. Есть и внутренняя.

«Мы отстроили храмы, и это прекрасно, мы занимаемся воспитанием детей. Но мы так и не восстановили духовные связи, которые были оборваны, — обращает особое внимание собеседник заместителя главы ВРНС. — Церковь — это же святость. В первую очередь живое присутствие Бога. Мы о Нем так надежно забыли, материалистическим мировоззрением, которое продолжалось и продолжается сегодня, в школе, в воспитании, настолько заблокировали сами себе доступ к догматике, к пониманию теологии, богословия. А без этого христианства нет. Мы забыли православный логос».

Философ подтверждает, что «христианство-то у нас есть», но только те люди, что приходят в церковь, «воспитаны в материалистических традициях». И продолжают в них же воспитываться.

«И Церковь, при всем прекрасном возрождении, не затронула два самых ключевых момента, которые не возродились. Мы живем еще в светском западном либеральном материалистическом обществе, внутри и вовне, через политику. Я считаю, что эти два рубежа не взяты, — резюмирует Дугин. — Здесь мы еще находимся в траншеях православной борьбы за православное мировоззрение, за православный логос, за полноту православной жизни. Потому что на самом деле этой полноты еще нет».