Вернуться к списку статей

Современные японские истребители и их вооружение

В составе Воздушных сил самообороны имеется 12 строевых эскадрилий, оснащенных истребителями, способными решать задачи ПВО. Эти эскадрильи оперативно подчинены региональным командованиям воздушных сил и распределены между ними примерно поровну. Для страны, площадью 377 944 км², Япония обладает достаточно внушительным по численности парком истребителей. Согласно справочным данным, без учёта снятых к настоящему времени с вооружения устаревших F-4EJ Phantom II, в воздушных силах самообороны по состоянию на 2020 год имелось 308 реактивных истребителей. Для сравнения: на Дальнем Востоке России им потенциально могут противостоять немногим более сотни размещённых здесь на постоянной основе Су-27СМ, Су-30М2, Су-35С и МиГ-31БМ.

Актуальное состояние истребителей F-15J/DJ и пути их модернизации

В настоящее время основным японским истребителем-перехватчиком является F-15J. Двухместная версия F-15DJ – в основном используется в тренировочных целях, но в случае необходимости «спарка» может применяться как полноценный боевой самолёт. Подробней японские истребители F-15J/DJ были рассмотрены здесь: Японские истребители-перехватчики в годы холодной войны.

Современные японские истребители и их вооружение

В 2020 году в Воздушных силах самообороны числилось 155 одноместных F-15J и 45 двухместных F-15DJ. Этими истребителями вооружены шесть авиационных крыльев, в каждом из которых по две эскадрильи.

2-е авиакрыло, авиабаза Титосэ:
– 201-я тактическая истребительная эскадрилья;
– 203-я тактическая истребительная эскадрилья.

6-е авиакрыло, авиабаза Комацу:
– 303-я тактическая истребительная эскадрилья;
– 306-я тактическая истребительная эскадрилья.

5-е авиакрыло, авиабаза Нютабару:
– 202-я тактическая истребительная эскадрилья;
– 305-я тактическая истребительная эскадрилья.

9-е авиакрыло, авиабаза Наха:
– 204-я тактическая истребительная эскадрилья;
– 304-я тактическая истребительная эскадрилья.


Истребитель F-15J 305-й тактической эскадрильи

Кроме того, F-15J/DJ имеются в 23-й эскадрилье Испытательно-тренировочного авиакрыла, приписанного к авиабазе Нютабару.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-15J/DJ на авиабазе Нютабару

Хотя «Орлы» Воздушных сил самообороны нельзя назвать новыми (последний построен компанией Heavy Industries в 1997 году), они находятся в очень хорошем техническом состоянии, регулярно проходят ремонт и модернизацию на предприятии Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-15J проходящие ремонт и модернизацию на предприятии Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя

В отличие от американских F-15C/D японские F-15J/DJ не имеют аппаратуры, позволяющей вести обмен данными в формате Link 16, но все современные японские истребители, привлекаемые для выполнения задач противовоздушной обороны, интегрированы в японскую автоматизированную систему управления JADGE. На самолётах F-15J/DJ вместо американской системы РЭБ AN/ALQ-135 используется японская J/ALQ-8, а вместо оригинального приёмника предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56 на японских «Орлах» установлен J/APR-4.

Поэтапная модернизация истребителей F-15J/DJ началась в конце 1980-х. Усовершенствованию подверглись центральный компьютер, двигатели, система управления вооружением. Самолёты, прошедшие капитальный ремонт, получили комплект средств противодействия J/APQ-1.

В декабре 2004 года в соответствии с новыми руководящими принципами программы национальной обороны правительство Японии утвердило среднесрочную программу модернизации F-15J. В рамках поэтапного совершенствования стоящих на вооружении истребителей предусматривалась установка нового катапультного кресла, замена двигателей F100-PW-220 усовершенствованными F100-PW-220E (производства японской корпорации IHI). Модернизированный истребитель F-15J Kai получил высокопроизводительный процессор главного компьютера, более мощный энергогенератор, системы охлаждения БРЭО и усовершенствованный радар AN/APG-63 (V) 1 (производился Mitsubishi Electric по лицензии). В состав вооружения введена ракета «воздух-воздух» большой дальности AAM-4, которая используется вместо американской УР AMRAAM.

В конце октября 2019 года удалось договориться с США продаже Японии РЛС АФАР APG-82 (v), аппаратуры Advanced Display Core Processor II и станций РЭБ AN/ALQ-239. В перспективе в распоряжении японских пилотов должна появиться нашлемная система целеуказания и новая ракета AAM-5, которая заменит УР ближнего боя AAM-3. Модернизированный истребитель F-15JSI может нести ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-158B JASSM-ER или AGM-158C LRASM. Предусмотрена модернизация 98 F-15J до уровня F-15JSI. Начало работ запланировано на 2022 год. Предварительная сумма сделки составляет $4,5 млрд.

Первоначально японское правительство намеривалось обменять все свои F-15J на истребители 5-го поколения F-35А Lightning II. Однако с учётом того, что «Лайтнинг» не оптимален для использования в роли перехватчика, от этих планов отказались. Ожидается, что японские «Орлы», имеющие значительный эксплуатационный ресурс, после окончания программы модернизации смогут активно эксплуатироваться ещё 15 лет.

Истребители F-2А/В

В середине 1980-х командование Воздушных сил самообороны озаботилось необходимостью замены не слишком удачного истребителя-бомбардировщика F-1, созданного в начале 1970-х японской компанией Mitsubishi Heavy Industries. Помимо решения ударных задач, новый боевой самолёт должен был быть способным вести воздушный бой с современными истребителями и осуществлять перехват в ближней зоне.

Одним из основных претендентов на роль лёгкого истребителя в японских ВВС являлся американский F-16С/D Fighting Falcon. Однако к тому моменту Япония стала экономической сверхдержавой, и верхушку национальных корпораций уже не устраивало лицензионное производство боевого самолёта, разработанного в другой стране. Уровень развития японской авиастроительной отрасли, достигнутый в конце 1980-х, вполне позволял спроектировать и построить лёгкий истребитель 4-го поколения. Но, исходя из политической конъюнктуры и желания сэкономить, было решено создавать новый истребитель совместно с США.

При строительстве «японо-американского» лёгкого истребителя предполагалось использовать последние достижения японской промышленности в области композитных материалов, металлургии, новых технологий обработки металлов, дисплеев, систем речевого распознавания, а также радиопоглощающих покрытий.

С японской стороны главными подрядчиками выступали компании Mitsubishi Heavy Industries, Kawasaki Heavy Industries и Fuji Heavy Industries, с американской – Lockheed Martin и General Dynamics.

Японский истребитель, получивший обозначение F-2, имеет много общего с американским «Сражающимся соколом», но при этом, безусловно, является самостоятельной конструкцией. F-2 отличается конструкцией планера, используемыми материалами, бортовыми системами, радиоэлектроникой, вооружением, и он несколько крупнее.


F-16C (Block 40) и F-2А

По сравнению с F-16C в конструкции F-2 значительно шире использованы новые композитные материалы, что обеспечило снижение относительной массы планера. Конструкция японского лёгкого истребителя технологически проще и легче. Крыло F-2 полностью новое, и его площадь на 25 % больше, чем крыло F-16C. Стреловидность «японского» крыла несколько меньше, чем у американского, под каждой консолью имеется 5 узлов подвески. В качестве силовой установки выбран усовершенствованный ТРДД General Electric F-110-GE-129. Истребитель F-2 почти полностью оснащён японской авионикой (с частичным использованием американских технологий).


Истребитель F-2А

Первый полёт прототипа состоялся 7 октября 1995 года. Всего было изготовлено 2 прототипа для наземных испытаний и 4 – лётных: два одноместных и два двухместных. В 1997 году лётные прототипы для проведения опытной эксплуатации передали Воздушным силам самообороны. Решение о серийном производстве было принято в сентябре 1996 года, поставки серийных образцов начались в 2000 году.

В Японии F-2А/В классифицируют как истребители поколения 4+. Считается, что именно этот серийный самолёт первым в мире получил бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой.


БРЛС J / APG-1

БРЛС J/APG-1 создана компанией Mitsubishi Electric. Подробно характеристики станции, работающей в частотном диапазоне 8–12,5 ГГц, не раскрываются. Известно, что её масса составляет 150 кг, дальность обнаружения цели с ЭПР 5 м², летящей с превышением, составляет 110 км, на фоне поверхности – 70 км.

В 2009 году началось производство улучшенной БРЛС J/APG-2. Одновременно с сокращением массы БРЛС удалось увеличить дальность обнаружения и количество одновременно сопровождаемых целей. В состав станции добавлен передатчик кодированных команд, что позволило ввести в состав вооружения модернизированного истребителя УР средней дальности AAM-4.


Тепловизор J/AAQ-2

На самолётах, построенных после 2004 года, может устанавливаться тепловизор контейнерного типа J/AAQ-2, способный осуществлять обнаружение воздушных целей в передней полусфере. В состав БРЭО также входят интегрированная оборонительная система J/ASQ-2, система передачи данных J/ASW-20 и аппаратура «свой-чужой» AN/APX-113 (V).


Истребитель F-2В

Сборка истребителей велась на предприятии компании Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя. Всего с 2000 по 2010 год построено 58 F-2А и 36 F-2В. Последний заказанный самолёт поставлен Воздушным силам самообороны в сентябре 2011 года.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-2А на предприятии Mitsubishi Heavy Industries в Нагоя

В Воздушных силах самообороны истребители F-2А/В стоят на вооружении четырёх истребительных эскадрилий в трёх авиационных крыльях:

– 7-е авиакрыло, авиабаза Хаякури;
– 3-я истребительная тактическая эскадрилья;
– 4-е авиакрыло, авиабаза Мацусима;
– 21-я истребительная тактическая эскадрилья;
– 8-е авиакрыло, авиабаза Цуйки;
– 6-я истребительная тактическая эскадрилья;
– 8-я эскадрилья истребительная тактическая эскадрилья.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-2А и УТС Т-4 на авиабазе Мацусима

Несколько истребителей F-2А/В также имеются в лётно-испытательном центре на авиабазе Гифу и на авиабазе Хамамацу в школе лётчиков-истребителей.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-2А, F-4ЕJ и F-15J на авиабазе Гифу

Максимальная взлётная масса F-2А составляет 22 100 кг, нормальная, с 4 УР «воздух-воздух» малой дальности и с 4 УР средней дальности – 15 711 кг. Боевой радиус – 830 км. Потолок – 18000 м. Максимальная скорость на большой высоте – до 2460 км/ч, у земли – 1300 км/ч.

Против воздушных целей может использоваться выпускаемая по лицензии встроенная 20-мм шестиствольная пушка JM61A1, а также американские УР средней дальности AIM-7М Sparrow, японские УР средней дальности AAM-4, японские УР ближнего боя AAM-3 и AAM-5.

Истребители F-2А/В принимают участие в обеспечении контроля воздушного пространства и регулярно поднимаются навстречу самолётам, приближающимся к зоне ответственности системы ПВО Японии. Однако в последние несколько лет интенсивность полётов лёгких японских истребителей снизилась.

11 марта 2011 года 18 F-2А/В, находящихся на авиабазе Мацусима, были серьёзно повреждены в результате землетрясения и цунами. К марту 2018 года 13 самолётов удалось восстановить, а 5 истребителей списали.

Истребители F-35А/В

Приблизительно 10 лет назад японское правительство определилось с истребителем, который должен был заменить устаревший F-4EJ. Вполне предсказуемо им стал F-35А Lightning II. До этого Япония безуспешно пыталась приобрести лицензию на производство F-22А Raptor.

Судя по всему, японские F-35А в основном ориентированы на решение ударных задач. «Лайтнинг» с максимальной взлётной массой 29 000 кг, боевым радиусом без дозаправки и ПТБ – 1080 км, способный развить скорость не более 1930 км/ч – больше подходит именно для этого. Перехватом и завоеванием господства в воздухе будут заниматься эскадрильи, вооруженные модернизированными тяжелыми истребителями F-15J Kai и F-15JSI.


Истребитель F-35А Воздушных сил самообороны Японии

Хотя по ряду критериев F-35А сложно считать истребителем 5-го поколения, он оснащён достаточно совершенным БРЭО. На самолёте установлена многофункциональная БРЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям. В распоряжении пилота имеется электронно-оптическая система AN/AAQ-37 с распределённой апертурой, состоящая из датчиков, расположенных на фюзеляже, и вычислительного комплекса обработки информации. ЭОС позволяет своевременно предупреждать о ракетной атаке самолёта, обнаруживать позиции ЗРК и зенитной артиллерии, производить пуск ракеты «воздух-воздух» по цели, летящей за самолётом.

Всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения AAQ-40 обеспечивает захват и сопровождение любых наземных, надводных и воздушных целей без включения БРЛС. Она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также фиксировать облучение самолёта лазером. Станция постановки помех AN/ASQ-239 в автоматизированном режиме противодействует различным угрозам: ЗРК, наземным и корабельным радиолокаторам, а также БРЛС истребителей.

В декабре 2011 года состоялось подписание контракта стоимостью $10 млрд на поставку 42 истребителей F-35A. Первые четыре F-35A были построены корпорацией Lockheed Martin на предприятии в Форт-Уорт (Техас). Головной самолёт этой партии передан японской стороне 23 сентября 2016 года.

Остальные 38 F-35А должны быть собраны на предприятии Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя. Выкатка первого серийного японского истребителя 5-го поколения, собранного на территории Японии, состоялась 5 июня 2017 года.


Истребители F-35A Воздушных сил самообороны на авиабазе Мисава

По состоянию на конец 2020 года, Воздушные силы самообороны Японии получили 18 самолетов F-35A, один из которых (первый самолет японской сборки) потерпел катастрофу 9 апреля 2019 года.

Истребители F-35A должны заменить в 301-й и 302-й тактических истребительных эскадрильях снятые с вооружения F-4EJ Kai. При перевооружении на F-35A обе эскадрильи переводятся из состава 7-го крыла в Хякури в состав 3-го крыла в Мисава.


Спутниковый снимок Google Earth: выведенные из эксплуатации истребители F-4EJ Kai на авиабазе Хякури

9 июля 2020 года Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) уведомило Конгресс США о предстоящей продаже Японии 105 истребителей 5-го поколения F-35 Lightning II – в том числе 63 истребителей F-35A и 42 истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Данная поставка одобрена Государственным департаментом США. Общая стоимость предполагаемой поставки составит $23,11 млрд. В стоимость контракта входят пакеты обучения и технической поддержки. Вооружение будет оплачено отдельно.

Истребители F-35BJ (cпециально доработанные в соответствии с японскими требованиями) должны войти в состав авиакрыльев «эсминцев-вертолетоносцев» проектов 22DDH/24DDH (Izumo и Kaga). При существующих размерах авиационных ангаров ЭВ проектов 22/24DDH в них можно разместить 10 истребителей F-35BJ.


Истребители F-35В на палубе корабля

Максимальный взлётный вес F-35BJ составляет 27,2 т. В зависимости от соотношения массы топлива и боеприпасов палубные F-35BJ имеют минимальный боевой радиус 830 км и максимальный – 1110 км. При выполнении задач ПВО истребитель оснащается четырьмя УР AIM-120C и двумя УР AIM-9Х. С таким вооружением самолет обладает максимальным боевым радиусом.

Авиационные эксперты считают, что палубные истребители F-35BJ, благодаря своим мощным радиолокационным станциям, смогут осуществлять поиск воздушных целей и после их классификации в режиме реального времени передавать данные по цифровым каналам шифрованной связи типа MADL на командные пункты ПВО, оснащённые элементами АСУ JADGE.

Ракеты «воздух-воздух», используемые в составе вооружения японских истребителей

На первом этапе японские истребители несли ракеты американского производства. Ракетами ближнего боя с ИК ГСН AIM-9В/Е Sidewinder оснащались истребители F-86F и F-104J, УР AIM-9Р входили в состав вооружения F-4J. В настоящее время УР AIM-9В/Е/Р не используются. Ракетами AIM-9L/M вооружались истребители F-4EJ Kai и F-15J. С 1961 года в Японию было поставлено 4541 AIM-9.

Ракеты средней дальности с полуактивным радиолокационным наведением AIM-7Е Sparrow поступили вместе с «Фантомами». Впоследствии они были заменены УР AIM-7F, в состав вооружения японских «Орлов» входили AIM-7М, но сейчас они почти полностью вытеснены ракетами японского производства. Всего Воздушные силы самообороны получили 3098 ракет AIM-7 всех модификаций.

Первой ракетой воздушного боя, созданной в Японии, стала ААМ-3, этих ракет было выпущено более 1930 единиц (подробней здесь: Японские истребители-перехватчики в годы холодной войны). К настоящему времени усовершенствованный вариант УР ААМ-3 практически полностью вытеснил американские ракеты AIM-9L/M на японских «Орлах».

В 1985 году компания Mitsubishi Electric приступила к созданию ракеты «воздух-воздух» большой дальности. Работы в этом направлении стартовали после того, как правительство Японии решило подстраховаться на случай отказа США экспортировать УР AIM-120 AMRAAM. Испытания новой ракеты начались в 1994 году, а в 1999 году она была принята на вооружение под обозначением ААМ-4.

Незадолго до принятия решения о массовых закупках УР ААМ-4 от США была получена небольшая партия ракет AIM-120 AMRAAM модификаций В и С-5, испытания которых проходили на нескольких истребителях F-15J/DJ, принадлежащих Учебному корпусу. Однако по итогам тестирования предпочтение было отдано японской ракете ААМ-4.


Ракета ААМ-4

Масса готовой к применению УР ААМ-4 составляет 220 кг. Диаметр – 203 мм. Длина – 3667 мм. Максимальная скорость – 1550 м/с. Дальность стрельбы не раскрывается, но, по мнению зарубежных экспертов, она более 100 км. На ракете используется комбинированная система наведения: на начальном этапе – программное, на среднем – радиокомандное, на завершающем – активное радиолокационное самонаведение. Ракета оснащена боевой частью направленного действия. По сравнению с американской AIM-120 AMRAAM: расширены возможности поражения целей с небольшой ЭПР на малых высотах.

Эти ракеты могли использоваться только на истребителях F-15J Kai. На испытаниях выявилось, что вычислительных мощностей бортового компьютера не модернизированного истребителя F-15J не хватает для уверенного управления ракетой в радиокомандном режиме на среднем участке траектории.

В 2009 году на вооружение поступила улучшенная ракета ААМ-4В. Эта модификация оснащена ГСН с АФАР и новым процессором с улучшенной функцией селекции целей. Использование более энергоёмкого твёрдого топлива позволило увеличить дальность стрельбы. По информации, опубликованной в японских СМИ, при атаке цели на встречном курсе дистанция стрельбы приблизительно на 30 % выше, чем у американской AIM-120С-7 AMRAAM.


Ракета ААМ-4В

На данный момент Воздушным силам самообороны поставлено 440 ракет ААМ-4 всех модификаций. Кроме того, выдан заказ ещё на 200 УР ААМ-4В. Этими ракетами вооружат модернизированные истребители F-2А/В и F-15JSI.

В 2004 году фирма Mitsubishi Electric начала практические работы по созданию новой УР ближнего боя. Если японская ракета ААМ-3 предыдущего поколения была построена по мотивам американской УР AIM-9, то новая ААМ-5 сконструирована «с чистого листа».


Ракета ААМ-5 на законцовке крыла истребителя F-2A, ниже подвешена УР ААМ-3

Испытания ААМ-5 проводились с сентября 2015 по июнь 2016 года.

Закупка первой партии из 110 ракет состоялась в 2017 году. В настоящее время оформлен заказ на приобретение ещё 400 УР ААМ-5. Поставка должна быть завершена в 2023 году.

Масса УР ААМ-5 по разным данным составляет 86–95 кг. Диаметр – 126 мм. Длина – 2860 мм. Максимальная дальность стрельбы – 35 км. Максимальная скорость – более 1000 м/с. Ракета снабжена неконтактным лазерным взрывателем.

По сравнению с ракетой предыдущего поколения ААМ-3: новая УР ближнего боя ААМ-5 обладает существенно большими возможностями по поражению высокоманёвренных воздушных целей в сложной помеховой обстановке. Комбинированная ИК-УФ головка самонаведения, разработанная компанией NEC, имеет большие углы обзора и может осуществлять селекцию цели в условиях интенсивного применении тепловых ловушек. Благодаря наличию радиокомандной линии управления, возможна стрельба по визуально не наблюдаемым целям, захват цели ГСН в этом случае происходит уже после пуска. Сообщается, что ракета ААМ-5 существенно превосходит по манёвренности американскую AIM-9X, однако стоимость японской УР примерно в два раза выше.


Ракеты ААМ-5 и ААМ-5В

25 октября 2015 года на авиабазе Гифу была продемонстрирована усовершенствованная ракета ААМ-5В. На снимке видно, что длина этой УР по сравнению с первой модификацией увеличена, но никаких подробностей не приводится.

Япония самостоятельно производит всю линейку ракет «воздух-воздух», используемых на истребителях F-2А/В и F-15J/DJ. Однако, в связи с закупкой истребителей F-35A, была вынуждена приобрести УР ближнего боя AIM-9X-2 (AIM-9X Block II) и ракеты средней дальности с активной радиолокационной ГСН AIM-120C-7.

Это связано с тем, что БРЭО американского истребителя 5-го поколения и его узлы подвески не совместимы с ракетами японского производства. Однако в СМИ просочилась информация, что компания Mitsubishi Heavy Industries в настоящее время ведёт работы по адаптации ракет японского производства с истребителями F-35A, сборка которых осуществляется на предприятии в городе Нагоя.

Продолжение следует…