Вернуться к списку статей

Братья Эдгард и Аскольд Запашные: «Работаем, братья!»

Братья Эдгард и Аскольд Запашные в представлении не нуждаются. Оба — представители знаменитой цирковой династии Запашных, оба — народные артисты Российской Федерации. Эдгард — генеральный директор, а Аскольд — художественный руководитель Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского. Их феерические цирковые шоу проходят с аншлагами по всей России и за рубежом, их номера с дрессированными тиграми и львами были отмечены многочисленными международными наградами, и многие из нас до сих пор помнят всеобщего любимца, талантливого артиста цирка и кино — их «дурацкого» (потому что — не «по-звериному» доброго) тигра Мартина.

По сравнению с цирковой работой братьев Запашных, их общественная деятельность известна широкой общественности намного меньше. А между тем, их гуманитарные проекты и просто — гражданская и человеческая позиция по многим острым проблемам нашего времени заслуживают отдельного разговора. Именно этот разговор и состоялся у проекта СВОи с Эдгардом и Аскольдом Запашными.

Как только на Украине началась специальная военная операция, братья озвучили свою гражданскую позицию самым исчерпывающим образом: «Как гражданин, я выразил своё мнение: то что сейчас происходит на Украине, — это вынужденная мера, — рассказывает Эдгард Запашный. — Нас как страну спровоцировали пойти на эту вынужденную меру, и если главнокомандующий принял такое решение, приказ должен быть выполнен».

Чтобы избежать многочисленных вопросов и недомолвок, Запашные стали писать свою фамилию через букву Z. «Чтобы люди поняли, что вот мы с Аскольдом придерживаемся именно таких взглядов и готовы это отстаивать, — объясняет Эдгард. — Когда мы с братом на комплименте очень часто вот так в воздухе рисуем букву Z, нам зритель отвечает и аплодисментами, и в ответ так же в воздухе рисуют букву Z, это здорово, и это приятно».

При этом следует подчеркнуть, что в труппе у Запашного работают в том числе и украинские артисты, и в команде это никого не смущает и не возмущает. «У меня даже семьи есть русско-украинские, где муж украинец, жена русская, и продолжают работать, и все в порядке», — говорит Эдгард. Если артист с Украины поддерживает курс Российской Федерации, то работает у Запашного, как все, и никаких проблем, связанных с его национальностью, не возникает.

С Украиной братьев Запашных связывает многое

Цирковые семьи часто ездят: выступления, гастроли… Не стала исключением и семья Вальтера и Татьяны Запашных. И вот, 11 июля 1976 года во время гастролей в Ялте родился Эдгард, а 29 сентября 1977 в Харькове его брат Аскольд. С тех пор в поездки и на гастроли Запашные ездили вчетвером. Они исколесили всю страну, ну, а для ребят частые переезды означали, что им постоянно приходилось менять школы. «Папа часто приезжал в Украинскую ССР, — вспоминает Эдгард. — Во всех крупных городах Украины существуют цирки, и поэтому мы с братом были везде. И мы учились в школе в Харькове, в Днепропетровске, во Львове»… И уже в те годы, рассказывает Эдгард, кое-где можно было ощутить нескрываемую неприязнь к себе только за то, что ты — русский.

«Я до сих пор сохранил воспоминания, что Львов даже тогда был особенным городом. Один раз папа нас собрал и сказал, мы поедем во Львов, где не очень любят русских. Для советского ребёнка это звучало странно. Где мы только ни учились, и никогда не поднимался вопрос национальности, а во Львове это уже это уже было. И даже тогда в магазине тебе могли начать хамить только потому, что ты разговариваешь на чистом русском языке».

Вальтер Запашный объяснил сыновьям, как надо себя вести в такой ситуации — просто не реагировать. «Папа сказал, что да, такое будет вы, вы с этим встретитесь наверняка и в школе, и в магазине. Поэтому, ребята, не реагируйте».

По мнению Эдгарда, руководство СССР совершило большую ошибку, что не задавило проявления украинского национализма в зародыше. Об этой проблеме политикам было известно, но они ничего не предпринимали. «Я считаю, что это было упущение советской власти. На подобного рода проявления национализма в послевоенное время надо было реагировать очень жёстко», — считает Запашный.

С Луганском же у Эдгарда связаны особые и тёплые воспоминания. «Я начинал свою карьеру вообще в Луганске, — рассказывает он. — Как артист, маленьким двенадцатилетним ребёнком я на лошади в первый раз выступил именно в Луганском цирке».

А вот теперь, тридцать с лишним лет спустя, Луганский Государственный цирк сильно пострадал от обстрелов, и ему требуется серьёзная помощь. «Конечно, все это больно, когда через много-много лет ты возвращаешься в цирк, где ты был, и видишь прямые попадания от бомбы. Видишь вот этих людей, которым по 50–60 лет, и они тебя видели маленьким ребёнком, а сейчас они смотрят тебе в глаза, и там „помогите“ читается чётко. Вот от этого становится жутко. И если ты можешь помочь — помоги».

Запашные помогают Донбассу все девять лет — начиная с 2014 года, когда на Донецк и Луганск полетели первые ракеты. Отправляли и привозили туда целые фуры гуманитарной помощи, а также костюмы, оборудование и прочие необходимые вещи для цирковых артистов. Но и не только. В прошлом году Общероссийский Народный Фронт и братья Запашные узнали, что нужна помощь кинологическому центру Народной милиции ЛНР. Сейчас перед кинологами стоит сложная задача по разминированию территории Республики.

Средства на приобретение всего необходимого были собраны в рамках проекта Общероссийского Народного фронта «Все для Победы». Курировал сбор Эдгард Запашный. Они же с братом и доставили на Донбасс этот груз: корма, специальные противоминные тапочки для собак, шлейки, другое снаряжение и аппаратуру и для собак-саперов, и для людей, которые с ними работают.

Наверное, правильно делать так, чтобы люди определенной профессиональной принадлежности помогали каждый по своему профилю, считает Эдгард. «Мы, как люди, работающие с животными, помогаем людям, которые работают, в том числе с животными, и выполняют самые разные задачи, в том числе боевые, вот, они к нам и обратились».

По этой же причине братья Запашные занялись оказанием помощи циркам и зоопаркам Донбасса. «Мы фактически спасали животных и оказывая всячески всяческую под поддержку и зоопаркам, и циркам, которые находятся в зоне боевых действий», — рассказывает Аскольд.

«Человек является человеком, когда он не забывает про то, что он ответственен за все — за животных, за природу, за людей»

«Да, за все ответственен человек, и мы не имеем права бросать тех, кто рассчитывает на нашу помощь», считает Эдгард. — Понимаешь, когда в мирное время мы все детей водим в зоопарк и радуемся, а тут прямые попадания в мариупольский зоопарк, в Лебединое озеро — зоосад под Донецком»…

ВСУ били прямо по зоопаркам. Директор мариупольского зоопарка вёл записи о погибших животных: «Погибло у нас пять верблюдов, четыре страуса, три ламы, шесть обезьян, маленький леопард». Но большинство зверей работникам зоопарка все же удалось сберечь. «Мне кажется, то, что в Мариуполе сотрудникам удалось сохранить животных, это просто подвиг», — говорит Аскольд.

И тут невозможно не вспомнить другой пример настоящего подвига и — человечности. В 1941 году Ленинградский зоосад стал одним из лучших не только в стране, но и в Европе. Когда вокруг города замкнулось кольцо блокады, в зоопарке оставались животные, которых не успели эвакуировать. С ними остались и сотрудники зоопарка. Под бомбежками и обстрелами им каким-то чудом удалось сохранить часть животных. «Летом 1942 года Ленинградский зоосад вновь принял посетителей, — рассказывал журналист Андрей Сидорчик. — В то лето туда пришли около 7400 жителей города. Но дело не в числе, а в том, что сама новость об открытии зоосада укрепляла дух жителей зажатого в тиски блокады города. Зоосад открылся — значит, Ленинград продолжает жить, несмотря ни на что. Пусть половина вольеров разрушена, пусть кругом траншеи и воронки, но 162 животных, как и в мирное время, с любопытством встречают пришедших посмотреть на них взрослых и детвору».

«Даже во время Великой Отечественной войны и цирк, и зоопарки продолжали работать, было важно показывать детям вот эту мирную жизнь, — объясняет Эдгард. — Поэтому так важно и сегодня нам это все сохранить, не бросать животных даже на войне». «Я думаю, что это надо делать хотя бы из человечности», — отмечает Аскольд.

Но не только. Общение с животными способно исцелять душевную боль. Это очень важно, особенно, после войны, когда и взрослые, и дети носят в душе тяжелую травму. Она не исчезнет — шрам останется. Но боль можно уменьшить. «Мне кажется, — говорит Аскольд. — вот в этом смысле цирки, зоопарки — это места, где, все очень честно. Животные не врут, они просто делают своё дело, ты смотришь на эти вещи и понимаешь реальность и лечишься».

Однажды после представления, на котором присутствовала группа детей с Донбасса, Эдгарда и Аскольда попросили подойти к этим детишкам и немного с ними пообщаться.

«Вот, мы и подошли, — рассказывает Аскольд. — И есть уже какой-то, наверное, привычный формат общения с разными группами людей. Вот и тогда группа была большая, детей много, и ты разговариваешь с ними на языке детей, немножко заигрываешь, немножко упрощаешь. И вот, мы с братом закончили как-то свои монологи, и началось живое общение. И вдруг мальчик, который сидел на первом ряду, такой совсем маленький, поднимает руку, и я вижу, что у него нет кисти. А он говорит: „А у меня ручки нет“. И он так это сказал, как будто у него машинку отобрали. И я вдруг начал присматриваться и вижу, что все дети так или иначе покалечены. И сразу я как-то по другому на них взглянул и увидел, что они взрослые. Они хоть и говорят языком детским, но в глазах уже такая осмысленность. Эти дети понимают ценность жизни, и вот это можно прочитать в глазах, то есть в реакциях на слова, в реакциях на происходящее вокруг. То есть ты видишь, как они все на все это смотрят совсем по другому, как взрослые. И вот этот контраст, маленький ребёнок, тело ребёнка, а взгляд взрослого»…

Для таких ребят форма реабилитации «через цирк» считается наиболее действенной. «Лечебная сила циркового искусства, наверное, и есть ценность номер один, настоящая не для каких-то отчётов, красивых слов. Действительно, в цирке такие люди лечатся, то есть они приходят и на какое-то время забывают о проблемах в реальной жизни», — убеждены Запашные. Они часто приглашают на свои цирковые представления участников СВО, чтобы бойцы могли получить положительные эмоции, в которых нуждаются во время реабилитации. «Если бы это было не нужно, взрослые люди просто бы не приходили. Это дело абсолютно добровольное, но когда люди приходят в зал, смотрят, это говорит о том, что интерес есть», ― рассказывает Аскольд. — », когда мы разговариваем с людьми, мы спрашиваем, мы видим их реакцию на само мероприятие и их состояние до и после. Такая живительная сила искусства как раз и заключается в том, чтобы лечить душу».

В очередной свой поход в госпиталь имени академика Бурденко, где они навещали раненых бойцов, прибывших с фронта, Запашные взяли с собой «за компанию» артиста — шимпанзе Гермеса. Как обычно говорят на телевидении и в кино, рассказывает Аскольд, никто не может переиграть ребёнка и животное. «Гермес забирал на себя едва ли не всё внимание и никому уже не были интересны вопросы ни про тигров, ни про львов. Всем хотелось пообщаться с шимпанзе. И обезьяна сделала своё дело, подняв ребятам настроение. А это в такой ситуации бесценно.

«Мы стараемся на различные социальные проекты привлекать животных, при любой возможности, когда мы куда-то идём в больницы, в какие-то центры, мы обязательно берём с собой животных, — продолжает Аскольд. — Вы не представляете, как это пробуждает в людях силу. Когда ты просто заходишь в палату, это здорово. Если ты медийный человек, то людям уже приятно, что ты зашёл. Но поверьте мне, что если зайдёт самый знаменитый человек и зайдёт шимпанзе, в этот момент шимпанзе будет более популярным. Поэтому мы стараемся всегда, навещая раненых, прийти с нашими актёрами — волосатыми, полосатыми, четвероногими и так далее».

«Контакт человека и животного бесценен. Поэтому я призываю всех, у кого есть возможность помочь зоопаркам, циркам, — помогите. Мы не имеем права надеяться, что кто-то что-то за нас сделает. Мой брат произнес хорошую фразу. Герой России перед тем, как его убили террористы, сказал — работайте, братья! «И он имел право это сказать. А мы должны это воспринимать как «Работаем, братья!». Если мы все будем говорить «работайте, братья» — это перекладывание ответственности на кого-то. «Работаем, братья», — вот что должно аукнуться в каждом сердце, чтобы все включились и решили помогать. В той или иной форме, но помогать. Это мое убеждение и убеждение моего брата».

Источник >>


Фото // Интернет