Вернуться к списку статей

«Черная дыра»: профессор Юрий Жданов раскрыл траты Запада на Украину и перевооружение собственных армий

img

Как сообщает mk.ru, западные аналитики встревожены: наступила пора обновлять ядерные арсеналы, а денег на это обновление вдруг не оказалось. Да и средств потребовалось почти вдвое больше, чем предполагалось. На что и почему так остро не хватает денег западным военным, рассказал доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.

– Юрий Николаевич, весьма необычный для Запада и, в частности, США нервный ажиотаж вокруг нехватки денег на ядерное оружие. Уж что-что, а «ядрен-батон» всегда был в приоритете у всех его владельцев, на этом никогда не экономили. Что случилось?

– Видимо, началась сказываться переоценка Западом своих возможностей. В США об этом пока напрямую, в лоб не говорят, но о том, что концы с концами уже не сходятся, намекают весьма прозрачно.

Так, эксперты The National Interest в статье «Модернизация американского ядерного оружия: ставки проекта межконтинентальной баллистической ракеты Sentinel» пишут: «На протяжении десятилетий Соединенные Штаты выставляли на вооружение ядерную «триаду», состоящую из бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, подводных лодок с баллистическими ракетами и межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Все эти три системы предотвратили ядерную войну и обеспечили безопасность Америки и ее союзников во многом потому, что они регулярно тестируются и обновляются.

ВВС заменяют бомбардировщик-невидимку B-2, способный нести ядерное оружие, на бомбардировщик следующего поколения B-21. Военно-морской флот заменяет подводную лодку с баллистическими ракетами класса «Огайо» на подводную лодку класса «Колумбия».

ВВС также заменяют межконтинентальную баллистическую ракету Minuteman III (MMIII), впервые принятую на вооружение в начале 1970-х годов и предназначенную для вывода из эксплуатации и замены, когда Рональд Рейган был президентом, на межконтинентальную баллистическую ракету Sentinel. К сожалению, с ракетой Sentinel дела обстоят совсем не хорошо».

– Что не так с этой ракетой?

– С самой ракетой как раз все хорошо, к ней претензий нет. Согласно недавнему отчету Исследовательской службы Конгресса, Sentinel потребует меньше рабочей силы, чем MMIII, будет иметь большую гибкость в полезной нагрузке и улучшенную живучесть по сравнению со своим предшественником эпохи 1970-х годов. Sentinel, по словам министра ВВС Фрэнка Кендалла, «вероятно, в каком-то смысле самая большая вещь, которую когда-либо брали на себя ВВС». Программа Sentinel должна приобрести 659 ракет, из которых 400 будут развернуты в 450 шахтах в течение следующего десятилетия. Первоначально стоимость программы оценивалась в 96 миллиардов долларов, а производство было запланировано на 2026 год — более чем через сорок лет после того, как MMIII планировалось вывести из эксплуатации. Напомню, Америка размещает свои межконтинентальные баллистические ракеты в подземных пусковых шахтах на территории площадью 32 000 квадратных миль в Северной Дакоте, Вайоминге, Монтане, Колорадо и Небраске. Ракетами управляет ряд наземных и подземных командных центров.

– Чем обеспокоены эксперты?

– Значительными перерасходами и сбоями в сроках. В прошлом месяце американские ВВС сообщили, что программа увеличится примерно до 131 миллиарда долларов, а ее развертывание, возможно, задержится на два года.

– Почему так произошло?

– Замена MMIII на Sentinel (как, впрочем, и обновление многих других систем)— это нечто большее, чем просто замена старых ракет на новые. Тут уже не пригодится старинный рецепт оружейников: возьми дырку, окружи ее бронзой, и ты получишь пушку. Технологии «слегка» изменились.

Эксперты разъясняют, что инфраструктура, большую часть которой ВВС США построили пятьдесят лет назад, требует ремонта, а в некоторых случаях и строительства заново. Согласно отчету Счетной палаты американского правительства за июнь 2023 года, программа предполагает не только производство новых ракет и ракетных двигателей, но и модернизацию ракетных шахт, 7000 миль инженерных коридоров и дорожной сети, ведущей к ракетным полям в пяти штатах.

Кроме того, ВВС должны договориться о сервитутах на недвижимость с сотнями землевладельцев. Более того, компания Northrop Grumman, главный подрядчик программы, отметила и другие проблемы, в том числе трудности с цепочкой поставок, нехватку обученной рабочей силы и даже задержки в обработке документов для сотрудников службы безопасности.

В январе перерасход средств и графика программы даже спровоцировал нарушение поправки Нанна-Маккарди к Закону США об оборонных полномочиях (1982 г.) о сдерживании роста расходов на американские программы закупки оружия, вынудив Канцелярию министра обороны пересмотреть программу и решить, следует ли реструктурировать ее или отменить.

Считается, что со стороны Пентагона это было проявлением решимости и поддержки. По словам генерал-лейтенанта ВВС Ричарда Мура, «Sentinel будет финансироваться. Мы проведем сделки, необходимые для того, чтобы это произошло».

– А не пробовали продлить срок службы старых ракет? Полвека продлевали – почему бы опять так же не сделать?

– Да, такие предложения звучали. Те, кто занимается разоружением, даже говорят вообще об отказе от Sentinel и использовании только средств ядерного сдерживания подводного базирования или о продлении срока действия MMIII до 2040 года.

– Но это же, по сути, добровольный отказ от важнейшей составляющей ядерной «триады». Неужели американцы на это пойдут?

– Нет, конечно. Эксперты The National Interest предупреждают, что нынешние силы подводных лодок США с баллистическими ракетами не имеют возможности пополнить или заменить то количество боеголовок, которые в настоящее время размещены на поле межконтинентальных баллистических ракет. По их мнению, учитывая существующие ограничения в судостроительных мощностях, ВМФ потребуется в 2040-е годы построить и развернуть достаточно подводных лодок с баллистическими ракетами, чтобы компенсировать списанные ракеты. В общем, как отмечается в недавнем отчете RAND, «отказ от сил межконтинентальных баллистических ракет — это просто плохая и потенциально дестабилизирующая стратегия».

А в ответ на призывы к дополнительному продлению срока службы существующей системы MMIII генерал Мур заявил: «Один из способов не решить эту проблему — думать, что мы можем просто продлить Minuteman III. Для Minuteman III не существует жизнеспособной программы продления срока службы, которую мы могли бы предвидеть. Он был использован в 1970-х годах как десятилетнее оружие».

Продление срока службы, как отметил генерал Мур, «больше не является жизнеспособным вариантом для MMIII, учитывая возраст самой ракеты, а также потенциальное влияние усталости металла ракеты, о чем, возможно, свидетельствует недавний отказ тестового запуска MMIII».

– Значит, будут затевать колоссальную стройку новой инфраструктуры?

– Все к этому идет. Одним из аргументов оправдания такого проекта является не только обеспечение безопасности и защиты США, но и создание рабочих мест для американцев в сфере строительства, электроники, сантехники, сварки, механической обработки, бухгалтерского учета, управления программами или получения докторской степени в физике и технике. Утверждается, что это — крупнейший инфраструктурный проект со времен Эйзенхауэра по строительству системы автомагистралей между штатами, и он может обеспечить такое же количество рабочих мест:

«Соединенные Штаты должны полностью финансировать программу Sentinel. Этого требует его центральная роль в ядерном сдерживании США. Однако в то же время Конгресс должен быть хорошим распорядителем долларов налогоплательщиков. Если оплата перерасхода средств означает сокращение других оборонных программ, включая программы Northrop Grumman (управление БПЛА), которые менее важны для обороны Америки, чем Sentinel, то Конгресс должен рассмотреть этот вопрос».

– Экспертам не приходило в голову, что деньги на ядерную модернизацию можно было бы взять из так называемой «помощи» режиму Зеленского?

– Полагаю, приходило, безнадежных дураков там нет. Более того, отсылка к Конгрессу как к «хорошему распорядителю долларов налогоплательщиков» — тонкий намек на многократный отказ в украинских траншах. Вот только напрямую об этом заявлять сегодня в США не принято. Зато британцы оказались более откровенны – ну, так, чуть-чуть.

– У них схожие проблемы с финансированием?

– Да, 8 марта Счетный комитет парламента Великобритании сообщил о «самом большом разрыве в доступности» с 2012 года между бюджетом Министерства обороны и потребностями в вооружении. Отчет Счетного комитета появился через два дня после того, как правительство решило не выделять дополнительное финансирование для вооруженных сил в своем бюджете на 2024 год.

– Сколько не хватает денег?

– Как установил комитет, дефицит 10-летнего плана по оснащению, который министерство опубликовало в конце прошлого года и начинается в 2023 году, составит 16,9 млрд фунтов стерлингов (21,5 млрд долларов США). Однако эта сумма может вырасти еще на 12 млрд фунтов стерлингов, если каждая из отдельных структур вооруженных сил будет использовать одинаковый подход к определению затрат на необходимое оборудование.

Напомню, комитет ежегодно пересматривает 10-летний план оборонного вооружения в рамках своей функции по надзору за тем, как правительство тратит деньги налогоплательщиков.

В 10-летнем плане, основанном на финансовых данных от 31 марта 2023 года, Министерство обороны выделило бюджет на оборудование в размере 288,6 млрд фунтов стерлингов на следующее десятилетие до 2033 года, что на 46,3 млрд больше, чем цифры, представленные в 2022 году:

«Однако прогнозируемые затраты увеличились на 65,7 млрд фунтов стерлингов до 305,5 млрд фунтов стерлингов, что привело к дефициту в 16,9 млрд фунтов стерлингов между потребностями Министерства обороны в возможностях и имеющимся бюджетом».

Этот дефицит, говорится в докладе комитета, может вырасти до 29 миллиардов фунтов стерлингов, если отдельные структуры вооруженных сил будут последовательны в методах определения стоимости своего оборудования.

– Откуда такой перерасход?

– Согласно отчету, основной причиной увеличения затрат, о котором сообщил комитет, является решение Министерства обороны полностью профинансировать британскую Оборонную ядерную организацию. Министерство согласовало с Казначейством минимальный 10-летний бюджет стоимостью 109,8 миллиарда фунтов стерлингов на ядерную деятельность за этот период.

– Что британцы собрались модернизировать – тоже шахтные ракеты?

– Нет, речь идет о подводных носителях. Основная стоимость ядерной программы — строительство четырех атомных ракетных подводных лодок класса «Дредноут» производства BAE Systems. Они должны поступить на вооружение в ближайшее десятилетие. Программа создания новых боеголовок и другие инициативы, связанные с ядерной тематикой, вместе взятые затмевают расходы на отдельные закупки обычных вооружений. В докладе подчеркивается, что поддержание ядерного сдерживания является одним из главных оборонных приоритетов министерства. Если для ядерной программы потребуются дополнительные средства, счета за обычное оборудование будут еще больше сокращены.

В итоге затраты Оборонной ядерной организации, которая отвечает за ядерное сдерживание Великобритании, увеличились на 38,2 миллиарда фунтов стерлингов с тех пор, как правительство опубликовало прошлогодний план.

– И это – единственная причина дефицита бюджета?

– Есть и другие — инфляция и обменный курс. По оценкам британского Министерства обороны, за 10-летний период инфляция добавит к его расходам почти 11 миллиардов фунтов стерлингов. Но, несмотря на плохое состояние финансов Министерства обороны, говорится в докладе, ведомство отложило принятие важных решений об отмене программ, которые оно не может себе позволить.

В отчете Счетного комитета говорится: «Вместо этого они оптимистично предположили, что план будет доступным, если правительство выполнит свое долгосрочное стремление тратить 2,5% ВВП на оборону каждый год, несмотря на то, что нет никаких гарантий того, произойдет ли это».

– Действительно, излишне оптимистично. А что в реальности?

– Реальность не столь радужна. Канцлер казначейства Джереми Хант был вынужден увеличить средства для восстановления «истощенной британской армии» на фоне продолжающегося конфликта на Украине. В своем выступлении по бюджету 6 марта он подтвердил стремление консервативного правительства увеличить общие расходы на оборону с нынешнего уровня в 2,1% ВВП до 2,5%, но не назвал конкретных сроков, сказав лишь, что это произойдет, когда экономические условия позволят это сделать.

Но, по мнению Малкольма Чалмерса, заместителя генерального директора Королевского аналитического института объединенных служб в Лондоне, все, что не попадает под ядерный бюджет, будет испытывать серьезное давление. По его словам, британскому правительству придется принять «некоторые неприятные, краткосрочные решения» относительно различных возможностей обычного вооружения в то время, когда конфликт на Украине привлекает внимание к забытым возможностям, «в которые нашим вооруженным силам явно необходимо инвестировать больше».

– Похоже на предвыборные обещания…

– Так оно и есть. Всеобщие выборы ожидаются к концу года, и Лейбористская партия, которая в настоящее время лидирует в опросах, тоже пообещала реформировать оборону, но не обнародовала конкретные обязательства по расходам. Да и как можно что-либо конкретно обещать, когда Украина, как «черная дыра», поглощает огромные средства, необходимые на более насущные нужды европейцев и американцев. Но это — их выбор.

Адрей Яшлавский


Фото // RU.WIKIPEDIA.ORG ©