Вернуться к списку статей

Как решить задачу взращивания высококлассных спецов с интеллектуальным превосходством над аналитиками, учёными и изобретателями противника

На первый том [2] мы уже давали свой отклик, весьма высоко оценив то издание [3].

Двухтомное издание впечатляет. 500 страниц первого тома + 640 страниц второго тома = 1140 страниц (против 754 в третьем издании). С учётом того, что авторы уменьшили межстрочный интервал в тексте книги в сравнении с третьим изданием, суммарно объём двухтомника 4-го издания превысил объём 3-го однотомного издания вполовину, это весьма много на таких объёмах и на такой сложности тематики. 1015 сносок в первом томе + 1688 страниц второго тома = 2703 сноски (против 1935 сносок в третьем издании). Огромный прирост в числе описанных методов и технологий, объяснённых этапов и аспектов исследовательской работы.

Второй том (в отличие от первого, воспринятого на ура по большей части людьми в погонах как, наконец-то, свой долгожданный учебник) – общенаучный, универсальный для разных отраслей и направлений в науке (хотя авторы учебника – правоведы, впрочем, один из них ещё и инженер). Неслучайно в рецензентах на с. 2 проставлены видные представители не только юридических, но и медицинских, технических и педагогических наук.

Во втором томе (как и в первом) фиксируется значительный прирост в обеспеченности иллюстративным материалом очень высокого качества. Отметим, авторы обсуждаемого учебника избегают столь любимых ныне отдельными авторами нагромождений стрелочек (а-ля «битва при Фермопилах»), «спагетти-схем» и «пирамидок», реально не несущих никакого содержательного смысла, но отличающихся лишь мнимой (в сознании авторов) «красотой». Напротив, в обсуждаемом двухтомнике представлены иллюстрации, работающие со сложными образами, понуждающими глубоко задумываться.

Буквально тысячи важных содержательных вопросов раскрыто в томе втором, и никакой воды, никакого «словоблудного  философствования». Избегают авторы и скатывания в критику, в споры с кем-то. Это именно чисто инструктивное издание. Да, написанное сложно, но весьма ценное и полезное, хотя бы уже и из-за избавления читателя от вынужденной (как часто бывает) необходимости продираться сквозь дебри философствующей дурости и спеси. В учебнике – квинтэссенция инженерии знаний.

Во втором томе появилась большая глава, посвящённая целеполаганию и методам цитирования, упоминания и отсылок. «Истинно красивая фраза восхищает не только читателя, но и автора», – писал Жозеф Жубер. И научиться правильно  и точно оперировать с ценным научным наследием человечества чрезвычайно важно как в науке, так и в прикладной аналитике.

Появилась глава, посвящённая частно-научным правоведческим (научно-юридическим) методам, она пока написана скупо, но это так и потому, что, как отмечают авторы, многие описания частно-научных правоведческих методов вошли в развёрнутые описания общенаучных методов. Это разумный подход, но нам представляется всё же более удачным свести все такие материалы в отдельную профильную главу, начало которой положено во втором томе 4-го издания. Неплохие разделы про аннотацию и аннотирование исследовательского материала, про параметр оригинальности исследования и его результатов. Наконец-то появилось описание и объяснение диалектического метода (недостаток – ну, слишком уж кратко, аскетично, но ладно хоть появился этот раздел вообще). В целом, много новых интегрированных в текст учебника содержательных элементов.

Согласно А.М. Румянцеву, «эффективность работы системы определяется эффективностью её самого слабого звена» [4]. Научно-научающая и научно-инструктивная, компендиумная и словарная обеспечительная эффективность любой части второго тома очень высока, а значит – более чем высока такая эффективность и всего этого издания в целом.

Можно придираться к мелочам (ну, ещё бы – при таком-то объёме и столь выраженной уникальности), но вывод один – учебник очень хорош. Впрочем, ругань в адрес этого издания вполне ожидаемая, хотя бы из зависти, ведь по словам Иоганна Вольфганга фон Гёте, «нет ничего хуже агрессивной глупости», а по словам Эмиля Кроткого, «бездарность легче прощают человеку, чем талант».

Повторим сказанное нами в отношении первого тома: совершенно замечательно, что авторы изыскали возможность выставить учебник (оба тома) в открытом бесплатном доступе (отказавшись от монетизации этого фундаментального своего проекта), внося тем самым свой вклад в дело работы на Победу.

Калинин Вячеслав Вячеславович, член Общественного совета при Министерстве обороны РФ, подполковник запаса, председатель Правления Издательского дома «Ветеранские вести».


Ссылки

1. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Издание 4-е, дополн. и перераб. В  двух томах. Том 2:  Научные исследования / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2023. – 640 с.  https://moscou-ecole.ru/methodology_4_2_Scientific-research/

2. Понкин И.В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Издание 4-е, дополн. и перераб. В двух томах. Том 1: Прикладная аналитика (Правовая аналитика, государственно-управленческая аналитика, военная аналитика, развед-аналитика, инженерная аналитика, политическая аналитика, бизнес-аналитика) / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2023. – 500 с. https://moscou-ecole.ru/methodology4-1-2023/

3. Калинин В.В. Чему учить военспецов, разведчиков и контрразведчиков? // Ветеранские вести. – 11.05.2023. https://vvesti.com/obshchestvo/cemu-ucit-voenspecov-razvedcikov-i-kontrrazvedcikov

4. Румянцев А.М. Экономическая эффективность научных исследований: Методология измерения. – М.: Экономика, 1974. – С. 89.