Вернуться к списку статей

«Квинтэссенция добра»: Музей «Сохраняя память» посетили директора петербургских музеев, архивов и представители органов власти

Вот уже больше месяца в Петербурге работает музей «Сохраняя память» благотворительного фонда Грачьи Погосяна. Музей, конечно, уникальный. Оказавшись внутри, можно прикоснуться к истории от 4 века до н.э. и до наших дней. То есть это такой, по сути, Эрмитаж благотворительности.

Сюда активно ходят гости. Школьники приходят целыми классами. Смотрят, слушают, наматывают на ус. Потом на совместных фотографиях – счастливые лица детей. О важных исторических датах им здесь рассказывают не с натужной заунывностью, а ярко. И главное – с живыми примерами. Ну и еще мультимедийные экраны не дают скучать.

Взрослым тут тоже интересно. Особенно тем, кто интересуется Великой Отечественной войной, космосом, духовностью. А таких в нашем городе много.

5 декабря в музей пришла целая делегация, представляющая разные музеи, организации и органы исполнительной власти. Им было интересно посмотреть на новый музей и обменяться опытом. В конце концов, частных экспозиций такого уровня в городе в последние годы не появлялось.

Давайте просто перечислим гостей, которые пришли в этот день в музей. Пётр Тищенко, председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга, Оксана Морозан, директор Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Петербурга, Владимир Тарадин, директор Центрального государственного архива историко-политических документов Петербурга, Роман Киселев, директор Центрального государственного исторического архива Петербурга, Валерий Крылов, директор Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Константин Карасев, заместитель директора Государственного музея городской скульптуры, Олег Черняга, директор МВЦ «Россия – моя история», Ольга Сотчихина, директор государственного мемориального музея А. В. Суворова, и его заместитель – Александр ЛукирскийАлексей Аранович, профессор кафедры истории и теории искусства Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Алексей Кожемякин, начальник издательско-полиграфического центра Университета промышленных технологий и дизайна, а также Алексей Волков, руководитель отдела по административным вопросам макрорегиона северо-запад АО Почта России.

Провести для высоких гостей экскурсию решил сам глава фонда Грачья Погосян. Вообще он это любит. Экскурсовод из него – от Бога. Группа стоит и слушает гида, не двигаясь, едва дыша: завораживает!

— Наверное, вам интересно, как появился этот музей? – обращается ко всем Грачья Мисакович. И экскурсанты кивают, мол, и правда, интересно. – Дело в том, что мои проекты реализованы в 14 странах. Всего их более 400. В какой-то момент мне стало понятно, что необходимо место, где их можно было бы объединить. К счастью, это место нашлось.

Примечательно, что помещение для музея предоставил лично губернатор Петербурга Александр Беглов. Так мечта быстро стала воплощаться в реальность. Буквально за два года на месте заброшенного еще в начале двухтысячных детского сада (а до того здесь была коммунальная квартира) вырос современный музей.

— Возможно, если бы не решение губернатора, то я бы и не стал открывать музей. Для меня важно, что это государственная поддержка, — говорит Грачья Мисакович.

Кстати, работу Грачьи Погосяна город высоко оценил. В прошлом году он стал почетным меценатом Петербурга.

— Так моя деятельность получила новый импульс двигаться вперед, — поясняет он.

Музей получился интересный и разносторонний. На входе –информационные мониторы. На них – история создания музея и все то, что было после. А после были многочисленные делегации, экскурсии, гости…

На противоположной стене: благодарности от самых разных структур. Даже от правительства Краснодарского края есть. Памятников там Грачья Погосян не устанавливал, по крайней мере, пока, но в 2012 году, узнав о мощном наводнении в крае, пошел в ближайший банк и перевел пострадавшим крупную сумму. В ответ губернатор Александр Ткачев выслал благодарность. И она на этой стене не одинока.Рядом, например, благодарность от главнокомандующего военно-морским флотом Николая Евменоваза содействие в работе по увековечению памяти моряков-подводников, погибших при исполнении воинского долга. Грачья Погосян небезразличен к трагедиям, которые происходят в России, будь то пожар в Якутии, наводнение на Дальнем Востоке или падение самолетов, следовавших рейсами Москва-Мурманск и Шарм-Эль-Шейх-Санкт-Петербург. И это далеко не все случаи, когда почетный меценат Петербургав ряду первых оказывает финансовую помощь гражданам нашей страны.

Само выставочное пространство выполнено в темных тонах, как сейчас часто бывает в музеях. Когда автор концепции–начальник издательско-полиграфического центра Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна– Алексей Кожемякин – совместно с коллегами из университета предложил Погосяну такое решение, меценат сначала был против. Черный цвет никак нельзя найти среди его любимых. Однако Алексей Кожемякин, тщательно изучая деятельность мецената, продолжал настаивать на идее «черных стен». Его главным аргументом стало то, что многие проекты Грачьи Погосяна – это истории, будто ушедшие в темноту, несправедливое забвение, но на которые меценатом был пролит свет. Окончательное решение Грачья Погосян принял, когда однажды ехал в «Сапсане», увидев картинку, где на черном фоне было написано название поезда – и ему приглянулось. Музей в итоге получился концептуальный. Внутри – копии и макеты всех тех памятников, бюстов и других мемориалов, которые были созданы при участии фонда и лично Грачьи Мисаковича.

На гостей смотрят Достоевский, Гумилев, Аветисян, Циолковский, Бабаджанян, Гагарин – великие люди.

Говорить о каждом из них Грачья Погосян может часами. А может, и того больше. Перечислим тезисно. Полгода восстанавливали могилу известного в XIX веке дипломата Федора Мартенса – она уже были почти утрачена. А вот работа над реконструкцией надгробия известного юриста Анатолия Федоровича Кони поспособствовала открытию благотворительного фонда. Даниэл Уилер – замечательный джентльмен, создавший проект осушения болот под Петербургом. Грачья Погосян занимался восстановлением могилы, где покоятся его жена и дочь. Кроме того, более 10 раз почетный меценат занимался отправкой на Родину останков солдат, погибших на территории Эстонии в годы войны. Во многих случаях им были финансированы и работы по изготовлению и установке надгробных памятников, а также траурные мероприятия. Отметим, что все воины были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Все эти проекты были реализованы фондом или лично Грачьей Мисаковичем. Отсюда и название музея. Если бы не действия почетного мецената, кто знает, может спустя одно-два поколение эти фамилии были бы забыты. А так память продолжит жить в веках.

Большая часть экспозиция посвящена теме Второй Мировой войны. Для Грачьи Погосяна это очень важная, личная история. Оба его деда воевали, а один так и не вернулся с фронта. Поэтому огромная часть деятельности фонда связана с восстановлением памяти о войне. Об этих мемориалах Грачья Мисакович знает множество важных деталей. Вот, скажем, советский летчик Григорий Кравченко. Родился под Екатеринославом (в советское время – город Днепропетровск), погиб под Синявино. Но часть своей зарплаты во время войны отдавал на строительство школы в родном селе.

— Получается, — говорит Погосян, — он тоже в каком-то смысле меценат.

Бюст Говорова, который очень высоко оценили его потомки. Сказали: он самый удачный из тех, которые им приходилось видеть (а видели они немало). В благодарность они подарили музею планшет маршала и его рабочую тетрадь.

Кстати, в музее есть и книги. Некоторые крепко связаны с историей фонда и самого почетного мецената Петербурга.

Скажем, книга «Блокадная педагогика», на страницах которой рассказывается о системе образования в осажденном Ленинграде.Над рукописью авторы книги – Ирина КолесниковаНаталья Груздева и Людмила Дербилова – трудились три года. Затем долго и тщетно искали, кто бы мог профинансировать издание. Осенью 2021 года доктор педагогических наук Ирина Колесникова обратилась с этим вопросом за помощью к Грачье Погосяну, который спонсировал тираж. Презентация книги прошла в апреле 2022 года в Архивном комитете Санкт-Петербурга.В книге есть глава про блокадную учительницу Надежду Строгонову, которая несмотря на преклонный возраст, присутствовала на презентации. Грачья Погосян попросил у нее подписать один экземпляр. А потом обратился с просьбой к педагогу Владимира Путина Вере Дмитриевне Гуревич с просьбой при возможности передать «Блокадную Педагогику» президенту, так как был уверен, что эта книга станет важным дополнениемкего библиотеке. Отметим, совсем недавно Вере Дмитриевне исполнилось 90 лет. Книга была передана. Спустя чуть меньше года президент проводил в Петербурге встречу, посвященную году педагога, и пригласил на нее Надежду Васильевну. Позже депутаты Законодательного собрания избрали ее почетным гражданином Петербурга.

— А причастна ли к этому книга, которую подписала Надежда Васильевна, пусть каждый решает сам, — с улыбкой говорит Грачья Мисакович.

Конечно, встреча просто не могла не понравиться гостям музея.

— Очень впечатлена. Про дизайн не говорю – великолепен. Ну и само дело: хорошее, доброе, душевное. Сразу видно, что у вас большое сердце, — сказала директор Музея Суворова Ольга Сотчихина. Она подарила музею фонда каталог с иконографией Суворова. «Для наших дорогих соседей», — подчеркнула она — два учреждения культуры, и правда, находятся недалеко друг от друга.

— Я искреннее восхищен квинтэссенцией добра, которая представлена в этой талантливо сделанной экспозиции, — сказал глава Архивного комитета Петербурга Пётр Тищенко. — Как в капле воды виден океан, так и в этом небольшом пространстве виден океан, в котором щедрость души Грачьи Мисаковича искупала тысячи душ. Как камушек с горы может вызвать лавину, так здесь мы видим целую лавину добра, которая, как мне кажется, неостановима. Она показывает, что все по силам, если делаешь с любовью, и вселяет веру в человека.

Вход в музей бесплатный. Требуется предварительная запись.

Источник >>


Фото //  пресс-служба музея «Сохраняя память» ©