Вернуться к списку статей

В Китае приняли положение «О защите несовершеннолетних в сети Интернет»

Положение КНР «О защите несовершеннолетних в сети Интернет» / Принято на 15-м исполнительном заседании Госсовета Китайской Народной Республики 20.09.2023, обнародовано и введено в действие с 01.01.2024 Приказом Государственного совета КНР от 24.10.2023 № 766Перевод: д.ю.н., проф. И.В. Понкин (член Общественного совета при ГУ МВД России по Московской обл.), к.ю.н. А.А. Понкина.


Глава 1. Общие положения

Статья 1.

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом КНР «О защите несовершеннолетних», Законом КНР «О сетевой безопасности», Законом КНР «О защите персональных данных» и другими законами с целью создания безопасного киберпространства, обеспечивающего физическое и психическое здоровье и благополучие несовершеннолетних, и защиты их прав и законных интересов.

Статья 2.

Защита несовершеннолетних в сети Интернет осуществляется под руководством Коммунистической партии Китая, на основе ключевых общенародных  ценностей, исходя из принципа наибольшего благоприятствования несовершеннолетним, с учётом физического и психического здоровья и развития несовершеннолетних, закономерностей и особенностей киберпространства, а также в рамках социального взаимодействия.

Статья 3.

Национальное управление кибербезопасности и информатизации отвечает за координацию работы по киберзащите несовершеннолетних и в соответствии со своей компетенцией осуществляет эффективную работу по киберзащите несовершеннолетних.

Органы по делам печати, издательства и кинематографии, а также органы управления образованием, по делам телекоммуникаций, общественной безопасности, гражданских дел, культуры и туризма, здравоохранения, надзора и регулирования рынка, радио и телевидения и другие соответствующие ведомства, в соответствии с возложенными на них обязанностями и компетенциями, обеспечивают надлежащую защиту несовершеннолетних в сети Интернет.

Местные органы власти на уровне уезда или выше и их соответствующие исполнительные органы призваны обеспечивать надлежащую защиту несовершеннолетних в сети Интернет в соответствии со своими обязанностями и компетенциями.

Статья 4.

Коммунистическое объединение молодёжи, Федерация женщин, профсоюзы, Федерация инвалидов, Комитет заботы о подрастающем поколении, молодёжные федерации, студенческие федерации, организации молодёжного авангарда, а также другие народные организации, общественные организации, низовые организации массового самоуправления обязаны оказывать необходимое содействие соответствующим органам власти в эффективной защите несовершеннолетних в сети Интернет, в обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 5.

Школы и семьи должны воспитывать и ориентировать несовершеннолетних на участие в деятельности, безопасной для их физического и психического здоровья, на научно-обоснованное, цивилизованное, безопасное и разумное использование ими сети Интернет, обеспечивать превенцию и пресечение негативной интернет-зависимости несовершеннолетних.

Статья 6.

Поставщики интернет-продуктов и услуг, обработчики персональных данных, производители и продавцы интеллектуальных терминальных устройств обязаны соблюдать законы, административные регламенты и соответствующие государственные предписания, уважать общественную мораль, соблюдать деловую этику, быть честными и заслуживающими доверия, выполнять свои обязательства по защите несовершеннолетних в сети Интернет и быть социально ответственными.

Статья 7.

Поставщики интернет-продуктов и услуг, обработчики персональных данных, производители и продавцы интеллектуальных терминальных устройств обязаны принять контроль со стороны правительства и общества, сотрудничать с соответствующими ведомствами в осуществлении контроля и проверок, связанных с защитой несовершеннолетних в сети Интернет, в соответствии с законом, создать удобные, разумные и эффективные каналы для жалоб и уведомлений от населения, публично информировать о каналах и методах подачи жалоб и сообщений, чтобы оперативно принимать и рассматривать таковые.

Статья 8.

Любая организация или частное лицо, обнаружившее нарушение положений настоящего Положения, вправе обратиться с жалобой или уведомлением в соответствующие государственные органы по делам печати, издательства и кинематографии, а также управления образования, телекоммуникаций, общественной безопасности, гражданских дел, культуры и туризма, здравоохранения, надзора и регулирования рынка, радио и телевидения. Орган, получивший жалобу или уведомление, незамедлительно рассматривает таковое в соответствии с законом, а если оно не относится к его компетенции, то незамедлительно передаёт его в орган, уполномоченный его рассматривать.

Статья 9.

Отраслевые организации, связанные с сетью Интернет, обязаны укреплять отраслевую самодисциплину, издавать отраслевые стандарты, связанные с защитой несовершеннолетних в сети Интернет, руководить своими членами в выполнении обязательств по защите несовершеннолетних в сети Интернет и усилении защищённости несовершеннолетних в сети Интернет.

Статья 10.

Средства массовой информации посредством новостных сообщений, специальных рубрик (программ), социальной рекламы и других средств обязаны осуществлять информирование о законах и подзаконных актах, государственной политике и мерах, типичных случаях и соответствующих знаниях, касающихся защиты несовершеннолетних в сети Интернет, а также обязаны осуществлять мониторинг общественного мнения о действиях, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, с тем чтобы ориентировать всё общество на консолидированное участие в защите несовершеннолетних в сети Интернет.

Статья 11.

Государство поощряет и поддерживает расширение научных исследований и подготовку кадров в области киберзащиты несовершеннолетних, развитие международных обменов и сотрудничества в этой сфере.

Статья 12.

Организации и отдельные лица, внёсшие выдающийся вклад в защиту несовершеннолетних в сети Интернет, поощряются и награждаются согласно соответствующим национальным правилам.


Глава 2. Развитие интернет-грамотности

Статья 13.

Орган управления образованием при Государственном совете включает обучение интернет-грамотности в содержание качественного образования в школах и совместно с Национальным управлением кибербезопасности и информатизации разрабатывает показатели для оценки интернет-грамотности несовершеннолетних.

Орган управления образованием должен направлять и поддерживать школы в проведении обучения интернет-грамотности несовершеннолетних, уделяя особое внимание формированию нравственного сознания в отношении сети Интернет, развитию сетевых правовых концепций в наращивании потенциала использования сети, защите личной и имущественной безопасности и т.д. – для того чтобы воспитать у несовершеннолетних понимание интернет-безопасности, цивилизованную грамотность, необходимые поведенческие привычки и навыки защиты.

Статья 14.

Органы местного самоуправления на уровне уезда и выше осуществляют научное планирование и рациональное размещение, способствуют сбалансированному и скоординированному развитию услуг доступа к сети Интернет по общественным интересам, развивают строительство объектов культуры, предоставляющих услуги доступа к сети Интернет по общественным интересам, улучшают безопасные условия доступа несовершеннолетних к сети Интернет.

Органы местного самоуправления на уровне уезда и выше должны обеспечить учащихся качественными образовательными программами по интернет-грамотности посредством оснащения начальных и средних школ преподавателями, обладающими соответствующей профессиональной компетенцией, закупая соответствующие государственные услуги или поощряя начальные и средние школы приобретать соответствующие услуги самостоятельно.

Статья 15. 

Если школы, общины, библиотеки, культурные центры, дворцы молодёжи и другие объекты предоставляют несовершеннолетним услуги доступа к сети Интернет, они обязаны привлекать в связи с этим необходимых специалистов и волонтёров, а также установить необходимое программное обеспечение для защиты несовершеннолетних в сети Интернет, обязаны принимать другие технологические меры обеспечения безопасности и защиты несовершеннолетних в интернет-среде.

Статья 16.

Школы обязаны включать повышение сетевой грамотности учащихся в образовательную и воспитательную деятельность и разумно использовать сеть для проведения учебных занятий, создавать и совершенствовать систему управления доступом учащихся к сети Интернет в учебное время, регулировать в соответствии с законом управление интеллектуальными терминальными устройствами, принесёнными в школу несовершеннолетними учащимися, помогать учащимся вырабатывать хорошие привычки доступа к сети Интернет, воспитывать в учащихся понимание сетевой безопасности и законности в сети Интернет, повышать осведомлённость учащихся об интернет-безопасности и о соответствующем правовом регулировании, а также повышать способность учащихся получать и аналитически обрабатывать интернет-информацию.

Статья 17.

Законные представители несовершеннолетних обязаны обеспечивать их эффективное семейное воспитание и приобщение их к семейной культуре, повышать собственную интернет-грамотность и упорядочивать собственное поведение при использовании сети Интернет, а также сфокусироваться на обучении и инструктировании несовершеннолетних в отношений правил безопасного пользования сетью Интернет, осуществлять руководство и контроль за поведением несовершеннолетних при этом.

Статья 18.

Государство поощряет и поддерживает исследования, разработку, производство и использование программного обеспечения для защиты несовершеннолетних в сети Интернет, соответствующих интеллектуальных терминальных устройств и интернет-технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих особые режимы и специальные кибер-зоны для несовершеннолетних, специально ориентированные на несовершеннолетних и адаптированные к закономерностям и особенностям их физического и психического здоровья и развития, а также интернет-технологий, продуктов и услуг, способствующих построению и преобразованию сетевой безбарьерной среды для помощи несовершеннолетним в расширении их кругозора, их развитии и совершенствовании ими своих способностей.

Статья 19.

Программное обеспечение для защиты несовершеннолетних в сети Интернет и интеллектуальные терминальные устройства, предназначенные для использования несовершеннолетними, должны выполнять функции эффективного выявления противоправной информации и информации, которая может оказывать негативное влияние на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних, функции защиты личных информационных прав и законных интересов несовершеннолетних, предотвращения интернет-зависимости несовершеннолетних, содействия выполнению законными представителями своих установленных законом обязанностей.

Национальное управление кибербезопасности и информатизации во взаимодействии с соответствующими уполномоченными органами Государственного совета, в соответствии с потребностями работы по защите несовершеннолетних в сети Интернет, определяет соответствующие технические стандарты или требования к программному обеспечению для защиты несовершеннолетних в сети Интернет и интеллектуальным терминальным устройствам, предназначенным для использования несовершеннолетними, а также направляет и контролирует сетевые промышленные организации при проведении оценки эффективности программного обеспечения для защиты несовершеннолетних в сети Интернет и интеллектуальных терминальных устройств, предназначенных для использования несовершеннолетними, в соответствии с установленными техническими стандартами и требованиями.

Производители интеллектуальных терминальных устройств обязаны устанавливать соответствующее программное обеспечение для защиты несовершеннолетних в сети Интернет до выхода изделий с завода или информировать пользователей о каналах и способах установки такого обеспечения на видном месте. Продавцы интеллектуальных терминальных устройств обязаны перед продажей продукции уведомлять пользователей об установке программного обеспечения для защиты несовершеннолетних в сети Интернет, а также о каналах и способах установки на видном месте.

Законные представители несовершеннолетних обязаны разумно использовать и направлять несовершеннолетних в использовании программного обеспечения для защиты в сети Интернет, в использовании соответствующих интеллектуальных терминальных устройств и т.д., чтобы создать в семье благоприятные безопасности ребёнка условия использования сети Интернет.

Статья 20.

Поставщики услуг интернет-платформ, которые имеют большое число несовершеннолетних пользователей или оказывают значительное влияние на сообщества несовершеннолетних, обязаны обеспечивать следующие условия:

1) при проектировании, исследовании и разработке, эксплуатации и других этапах предоставления услуг интернет-платформы в полной мере учитывать особенности физического и психического здоровья и развития несовершеннолетних и регулярно проводить оценку защищённости несовершеннолетних в сети Интернет;

2) обеспечивать особые режимы или специальные кибер-зоны для несовершеннолетних для облегчения доступа несовершеннолетних к продуктам или услугам на платформе, которые безопасны для их физического и психического здоровья;

3) создавать и совершенствовать системы контроля за обеспечением надлежащей защиты несовершеннолетних в сети Интернет в соответствии с государственными нормативными актами, а также создать независимую организацию, состоящую преимущественно из внешних членов, для контроля над обеспечением защиты несовершеннолетних в сети Интернет;

4) следовать принципам открытости, справедливости и беспристрастности, установить специальные правила платформы для разъяснения обязанностей поставщиков продуктов или услуг платформы по защите несовершеннолетних в сети Интернет, а также обеспечить заметные напоминания о правах несовершеннолетних на защиту в сети Интернет и о средствах правовой защиты от нарушений в сети Интернет, в соответствии с законодательством;

5) незамедлительно прекращать предоставление услуг поставщикам продуктов или услуг на платформе, которые в нарушение законов и административных регламентов явно посягают на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних или нарушают права и законные интересы несовершеннолетних;

6) ежегодно публиковать специальный отчёт о социальной ответственности по защите несовершеннолетних в сети Интернет и принимать меры общественного контроля.

Конкретные методы выявления поставщиков услуг сетевых платформ, имеющих большое число несовершеннолетних пользователей или оказывающих значительное влияние на сообщества несовершеннолетних, как указано в предыдущем пункте, специально разрабатываются Национальным управлением кибербезопасности и информатизации совместно с соответствующими ведомствами.


Глава 3. Регулирование информационного содержания в сети Интернет

Статья 21.

Государство поощряет и поддерживает производство, воспроизведение, публикацию и распространение в сети Интернет информации, пропагандирующей ключевые общенародные ценности, общенародную культуру и родную традиционную китайскую культуру – в целях формирования сильного чувства общности китайской нации и воспитания в несовершеннолетних семейных ценностей, национальных чувств и добрых нравов, в целях создания безопасного киберпространства и хорошей сетевой экологии, обеспечивающих надлежащее здоровье и развитие несовершеннолетних.

Статья 22.

Никакая организация и никакое физическое лицо не вправе производить, копировать, публиковать или распространять в сети Интернет информацию, содержащую материалы, угрожающие физическому и психическому здоровью несовершеннолетних, такую, как пропаганда непристойностей, порнографические изображения, пропаганда насилия, деструктивных культов, суеверий, азартных игр, побуждение к самоубийству, пропаганда терроризма, сепаратизма, экстремизма и т.п.

Ни одна организация или физическое лицо не вправе производить, копировать, публиковать, распространять или хранить в сети Интернет непристойные или порнографические изображения несовершеннолетних.

Статья 23.

Если интернет-продукты и услуги содержат информацию, которая может побудить или подтолкнуть несовершеннолетних к имитации небезопасного поведения, к совершению действий, нарушающих общественную мораль, вызвать сильные негативные эмоции, сформировать вредные привычки, которые могут повлиять на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних, то организации и лица, производящие, воспроизводящие, публикующие или распространяющие такую информацию, обязаны перед её демонстрацией на видном месте сообщать об этом.

Национальным управлением кибербезопасности и информатизации совместно с органами по делам печати и издательства и кинематографии, управлениями образования, телекоммуникаций, общественной безопасности, культуры и туризма, радио и телевидения Государственного совета, исходя из положений предыдущего абзаца, определяются конкретные виды, объём, критерии оценки и способы сообщения об информации, которая может повлиять на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних.

Статья 24.

Никакая организация и никакое физическое лицо не вправе производить, копировать, публиковать или распространять информацию, способную оказать негативное влияние на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних и которая предусмотрена абзацем первым статьи 23 настоящего Положения, в интернет-продуктах и услугах, предназначенных исключительно для несовершеннолетних.

Поставщики интернет-продуктов и услуг не вправе размещать информацию, которая может оказывать негативное влияние на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних и которая предусмотрена абзацем первым статьи 23 настоящего Положения, на первом экране домашней страницы, во всплывающих окнах, в горячем поиске и других ключевых ссылках, которые находятся на видном месте продукта или услуги и могут привлечь внимание пользователей.

Поставщики интернет-продуктов и услуг не вправе осуществлять коммерческий маркетинг в отношении несовершеннолетних на основе автоматизированного принятия решений.

Статья 25.

Никакая организация и никакое физическое лицо не вправе посылать, подталкивать, завлекать или принуждать несовершеннолетних вступать в контакт с сетевой информацией, содержащей контент, который вреден для физического или психического здоровья несовершеннолетних или может оказывать негативное влияние на него.

Статья 26.

Никакая организация и никакое физическое лицо не вправе использовать сеть Интернет (посредством текста, изображения, аудио- или видеозаписи и т.п.) для оскорбления, клеветы, угроз или злонамеренного порочения образа несовершеннолетних и для совершения других актов кибербуллинга.

Поставщики интернет-продуктов и услуг обязаны создавать и совершенствовать механизмы раннего выявления и превенции, идентификации, мониторинга и пресечения актов кибербуллинга, создавать механизмы и каналы, облегчающие несовершеннолетним и их законным представителям ведение учёта актов кибербуллинга и реализацию их законного права на уведомление об этом, предоставлять несовершеннолетним опции, облегчающие настройку блокировки незнакомых пользователей, обеспечивающие границы видимости информации, распространяемой непосредственно несовершеннолетними, обеспечивать запрет на перепечатку или комментирование информации, распространяемой несовершеннолетними, запрет на отправку информации несовершеннолетним чужим лицам.

Поставщики интернет-продуктов и услуг обязаны создавать и совершенствовать базы данных сигнатур информации о кибербуллинге, оптимизировать соответствующие алгоритмические модели, усиливать идентификацию и мониторинг информации о кибербуллинге с использованием комбинации технологий искусственного интеллекта, больших данных и других технологических средств, в сочетании с методами ручной проверки.

Статья 27.

Никакая организация и никакое физическое лицо не вправе организовывать, подстрекать, принуждать, склонять, обманывать или содействовать несовершеннолетним в совершении незаконных или преступных действий посредством сети Интернет в форме текста, изображений, аудио- или видеоматериалов.

Статья 28.

Поставщики интернет-продуктов и услуг онлайн-образования, объектом обслуживания которых являются несовершеннолетние, обязаны в соответствии с законами, административными регламентами и соответствующими государственными предписаниями предоставлять соответствующие продукты и услуги с учётом особенностей физического и умственного развития и когнитивных способностей несовершеннолетних разных возрастных групп.

Статья 29.

Поставщики интернет-продуктов и услуг обязаны усилить управление информацией, выпускаемой пользователями, и принимать эффективные меры по предотвращению производства, воспроизведения, выпуска и распространения информации, нарушающей требования статей 22, 24, 25, 26 (абзац 1), 27 настоящего Положения. В случае обнаружения информации, нарушающей положения указанных статей, они обязаны незамедлительно прекратить передачу соответствующей информации, принять такие меры, как удаление, блокирование и отключение ссылок, чтобы предотвратить распространение информации, и сообщить о соответствующих записях в отделы кибербезопасности и информатизации, общественной безопасности и другие уполномоченные органы, а также принять меры, такие как предупреждение, ограничение функционирования, приостановление обслуживания, закрытие счёта и т.д., к пользователям, которые производят, копируют, публикуют или распространяют вышеуказанную незаконную информацию.

Поставщики интернет-продуктов и услуг, обнаружившие, что пользователи публикуют, распространяют информацию, предусмотренную абзацем 1 статьи 23 настоящего Положения, без явных наводок, должны сделать напоминание пользователю о необходимости уведомления; без уведомления – пресечь передачу информации.

Статья 30

Если национальные уполномоченные органы Государственного совета выявляют нарушения статей 22, 24 и 25 настоящего Положения, информацию, указанную в абзаце 1 статьи 26 и статье 27, или если обнаружено, что информация, указанная в абзаце 1 статьи 23 настоящего Положения, не была размещена на видном месте, они обязаны потребовать от поставщика интернет-продукта или услуг действовать с такой информацией в соответствии с требованиями статьи 29 настоящего Положения. В отношении такой информации, поступающей из-за пределов Китая, они обязаны, в соответствии с законодательством, уведомить уполномоченные органы о принятии технических и других необходимых мер для блокирования распространения такой информации.


Глава 4. Защита персональных данных в сети

Статья 31.

Поставщик интернет-услуг в соответствии с законом обязан требовать от несовершеннолетних или их законных представителей предоставления подлинной идентифицирующей информации, если он предоставляет несовершеннолетним услуги по распространению информации, обмену мгновенными сообщениями и другие услуги. Если несовершеннолетние или их законные представители не предоставляют по этим несовершеннолетним подлинную идентифицирующую информацию, поставщики сетевых услуг не вправе предоставлять несовершеннолетним соответствующие услуги.

Поставщики интернет-услуг обязаны создать механизм динамической проверки подлинной идентифицирующей информации участников прямой онлайн-трансляции, и не вправе предоставлять услуги прямой онлайн-трансляции несовершеннолетним пользователям, которые не отвечают условиям, предусмотренным законом.

Статья 32.

Обработчик персональных данных обязан строго соблюдать предписания Национального управления кибербезопасности и информатизации и соответствующих ведомств об объёме необходимых персональных данных для интернет-продуктов и услуг, не вправе принуждать несовершеннолетних или их законных представителей давать согласие на обработку избыточных второстепенных персональных данных и не вправе отказывать несовершеннолетним в использовании своих основных функциональных услуг в связи с отказом несовершеннолетних или их законных представителей давать согласие на обработку избыточных второстепенных персональных данных несовершеннолетних.

Статья 33.

Законные представители несовершеннолетних обязаны инструктировать и ориентировать несовершеннолетних с целью повышения их осведомлённости и обеспечения способности защищать личную информацию, формирования понимания ими объёма личной информации, понимания рисков безопасности личной информации, а также ориентировать несовершеннолетних в реализации их права на проверку, копирование, исправление, дополнение или удаление персональных данных в ходе деятельности по обработке личной информации, с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере их персональных данных.

Статья 34.

Если несовершеннолетний или его законный представитель в соответствии с законом обращается с просьбой о проверке, копировании, исправлении, дополнении или удалении персональных данных несовершеннолетнего, обработчик персональных данных обязан соблюдать следующие требования:

1) обеспечивать удобные методы и средства поддержки несовершеннолетних или их законных представителей в получении доступа к видам и объёмам персональных данных несовершеннолетних и не налагать ограничений на разумные запросы несовершеннолетних или их законных представителей;

2) обеспечивать удобную поддержку несовершеннолетних или их законных представителей в копировании, исправлении, дополнении или удалении персональных данных несовершеннолетних и не устанавливать необоснованных условий;

3) незамедлительно принимать и обрабатывать заявления несовершеннолетних или их законных представителей о доступе, копировании, исправлении, дополнении или удалении персональных данных несовершеннолетних, а в случае отказа в удовлетворении заявления несовершеннолетнего или его законных представителей о реализации своих прав письменно уведомлять об этом заявителя с объяснением причин отказа.

Если несовершеннолетний или его законный представитель обращается с просьбой о передаче его персональных данных в соответствии с законодательством и при соблюдении условий, установленных Национальным управлением кибербезопасности и информатизации, обработчик персональных данных обязан обеспечить способ для такой передачи.

Статья 35.

Если произошла или может произойти утечка, фальсификация или утрата  персональных данных несовершеннолетнего, обработчик персональных данных должен незамедлительно активировать план экстренного реагирования на инциденты безопасности персональных данных, принять меры по устранению последствий, своевременно сообщить об инциденте в Национальное управление кибербезопасности и информатизации, а также уведомить пострадавшего несовершеннолетнего и его законного представителя о случившемся, согласно соответствующим государственным предписаниям, по почте, письмом, по телефону, информационным сообщением или другим способом.

Если обработчику персональных данных затруднительно проинформировать их по одному, он обязан принять разумные и эффективные меры для своевременного распространения соответствующей предупреждающей информации, если иное не предусмотрено законами и административными регламентами.

Статья 36.

Обработчик персональных данных обязан, исходя из принципа минимальных полномочий, строго устанавливать права доступа к соответствующей информации для своих сотрудников и контролировать объём оперируемых персональных данных несовершеннолетних. Если сотрудники получают доступ к персональным данным несовершеннолетних, они обязаны получить разрешение соответствующего ответственного лица или уполномоченного им руководящего персонала, зафиксировать доступ и принять технические меры, чтобы избежать обработки персональных данных несовершеннолетних с нарушением закона.

Статья 37.

Обработчик персональных данных обязан самостоятельно или по поручению профессиональной организации проводить ежегодный аудит соответствия своей работы с персональными данными несовершеннолетних законам и административным регламентам и незамедлительно сообщать о результатах аудита в отделы кибербезопасности и другие уполномоченные органы.

Статья 38.

Если поставщик интернет-услуг обнаруживает, что личная информация несовершеннолетних или личная информация, опубликованная несовершеннолетними через Интернет, содержит персональные данные, он обязан незамедлительно сообщить им об этом и принять необходимые меры защиты, такие, как прекращение передачи, чтобы предотвратить распространение информации.

Если поставщик интернет-услуг обнаруживает, что посредством использования личной информации несовершеннолетнего могло быть совершено посягательство на его личность, он должен немедленно принять необходимые меры для сохранения соответствующих записей и сообщить об этом в органы общественной безопасности.


Глава 5. Профилактика и преодоление интернет-зависимости

Статья 39.

Профилактика и преодоление интернет-зависимости несовершеннолетних осуществляются в соответствии с законами, административными регламентами и соответствующими государственными предписаниями.

Органы управления образованием, здравоохранением, в сфере рыночного надзора, в соответствии со своими обязанностями и компетенцией, осуществляют контроль и руководство организациями, занимающимися профилактикой и преодолением интернет-зависимости несовершеннолетних.

Статья 40.

Школы обязаны усилить руководство и подготовку учителей, а также повышать их способности выявлять интернет-зависимости несовершеннолетних учащихся и вмешиваться в такие ситуации на ранних стадиях. В случае обнаружения несовершеннолетних учащихся, склонных к интернет-зависимости, школы обязаны незамедлительно информировать их законных представителей и совместными усилиями обучать и направлять несовершеннолетних учащихся, помогая им вернуться к нормальной школьной жизни.

Статья 41.

Законные представители несовершеннолетних должны ориентировать несовершеннолетних на безопасное и разумное использование сети Интернет, обращая внимание на доступ несовершеннолетних к сети Интернет и связанные с этим физиологические и психологические состояния и поведенческие привычки, оберегая несовершеннолетних от негативного воздействия информации в сети Интернет, которая угрожает или способна оказывать негативное влияние на их физическое и психическое здоровье, и организуя использование несовершеннолетними сети Интернет разумным образом, с тем чтобы предотвращать и вмешиваться в зависимость несовершеннолетних от сети Интернет.

Статья 42.

Поставщики интернет-продуктов и услуг обязаны создавать и совершенствовать системы борьбы с интернет-зависимостью, не вправе предоставлять несовершеннолетним интернет-продукты и услуги, вызывающие их интернет-зависимость, обязаны своевременно изменять содержание, функционалы и правила, которые могут вызвать интернет-зависимость у несовершеннолетних, ежегодно сообщают обществу о своей работе по профилактике интернет-зависимости и принимают общественный контроль.

Статья 43.

Поставщики услуг онлайн-игр, онлайн-трансляций, аудио- и видеозаписей, услуг социальных сетей и других сетевых услуг обязаны с учётом особенностей несовершеннолетних разного возраста, пользующихся их услугами, придерживаться принципов интеграции, дружественности, практичности и эффективности, устанавливать особые режимы для несовершеннолетних и предоставлять соответствующие услуги согласно установленным государственным правилам и стандартам в отношении времени использования, продолжительности, функций и содержания и т.д., а также обеспечивать управление временем для выполнения законными представителями своих обязанностей в наглядной и удобной форме.

Статья 44.

Поставщики услуг онлайн-игр, онлайн-трансляций, аудио- и видеоматериалов, услуг социальных сетей и других сетевых услуг обязаны принимать меры по разумному ограничению объёма разового потребления несовершеннолетними разного возраста при пользовании их услугами и совокупного объёма потребления в течение одного дня, а также не праве предоставлять несовершеннолетним платные услуги, несовместимые с их дееспособностью.

Статья 45.

Поставщики услуг онлайн-игр, онлайн-трансляций, аудио- и видеоматериалов, услуг социальных сетей и других сетевых услуг обязаны принимать меры по предупреждению и противодействию нежелательным ценностным тенденциям, таким как превосходство трафика, не вправе допускать создания онлайн-сообществ, групп и тем с механизмами сбора средств в поддержку дела, голосования и рейтинга, пролистывания и контроля рейтингов, не вправе побуждать несовершеннолетних к участию в онлайн-деятельности, такой как сбор средств в поддержку дела, голосования и рейтинга, пролистывания и контроля рейтингов, а также обязаны предупреждать и пресекать попытки своих пользователей побуждать несовершеннолетних к совершению вышеуказанных действий. Пользователи не вправе склонять несовершеннолетних к совершению вышеуказанных действий.

Статья 46.

Поставщики услуг онлайн-игр обязаны проверять реальную информацию о личности несовершеннолетних пользователей с помощью единой электронной системы аутентификации личности для онлайновых игр несовершеннолетних и с помощью других необходимых средств.

Поставщики интернет-продуктов и услуг не вправе предоставлять несовершеннолетним услуги по аренде и продаже игровых аккаунтов.

Статья 47.

Поставщики услуг онлайн-игр устанавливают и совершенствуют правила игры, чтобы предотвратить возникновение у несовершеннолетних интернет-зависимости и не допустить доступа несовершеннолетних к игровому контенту или игровым функциям, которые могут оказывать негативное влияние на их физическое и психическое здоровье.

Поставщики услуг онлайн-игр обязаны внедрять требования напоминания, отвечающие возрасту ребёнка, в соответствии с особенностями физического и психического развития и когнитивными способностями несовершеннолетних разного возраста, обязаны классифицировать и соответствующим образом маркировать игровые продукты, оценивая типы, содержание и функционалы игровых продуктов, разъясняя, что игровые продукты подходят для определённых возрастных этапов несовершеннолетних, и давая существенные напоминания в интерфейсах загрузки, регистрации и входа в систему и в других местах.

Статья 48.

Органы по делам печати и изданий, управления образованием, здравоохранением, культуры и туризма, радио и телевидения, кибербезопасности и информатизации должны регулярно проводить разъяснительную и просветительскую работу по предотвращению возникновения интернет-зависимости несовершеннолетних, обязаны контролировать и проверять выполнение поставщиками интернет-продуктов и услуг обязательств по предупреждению интернет-зависимости несовершеннолетних, обязаны ориентировать семьи, школы, общественные организации на взаимное сотрудничество в применении научно-обоснованного подхода к предупреждению и содействию преодолению интернет-зависимости несовершеннолетних.

Орган по делам печати и изданий играет ведущую роль в организации и проведении работы по профилактике игровой зависимости несовершеннолетних, совместно с профильными ведомствами разрабатывает положения о временных интервалах, продолжительности и верхнем пределе потребления игровых онлайн-услуг, предоставляемых несовершеннолетним.

Органы управления здравоохранением и образованием, в соответствии с возложенными на них обязанностями, поручают соответствующим медицинским и оздоровительным учреждениям и высшим учебным заведениям проведение фундаментальных исследований психических расстройств, психологических и поведенческих проблем, вызванных интернет-зависимостью несовершеннолетних, а также прикладных исследований по мониторингу и оценке, диагностике, профилактике и вмешательству.

Статья 49.

Категорически запрещается провоцирование любыми организациями и физическими лицами формирования интернет-зависимости несовершеннолетних, а также посягательство на права и законные интересы несовершеннолетних путём злоупотреблений, принуждения или иных посягательств на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних.


Глава 6. Юридическая ответственность

Статья 50.

В случаях, когда органы местного самоуправления всех уровней и соответствующие органы власти на уровне уезда или выше нарушают требования настоящего Положения, не выполняя своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних применительно к сети Интернет, им выдаются предписания об устранении нарушений вышестоящими органами. В случае отказа устранить нарушения, при наличии серьёзных обстоятельств, непосредственно виновные руководители и иные лица должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 51.

В случае нарушения школами, общинами, библиотеками, культурными центрами, дворцами молодёжи требований настоящего Положения, выразившегося в невыполнении обязанностей по защите несовершеннолетних в сети Интернет, им выдаются предписания об устранении нарушений вышестоящими уполномоченными органами, в соответствии с их компетенциями. В случае отказа устранить нарушения, при наличии серьёзных обстоятельств, непосредственно виновные руководители и иные лица должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 52.

Если законный представитель несовершеннолетнего не выполняет свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего и защите его в сети Интернет, в соответствии с настоящим Положением, или нарушает права и законные интересы несовершеннолетнего, комитет жителей, комитет сельских жителей или женская федерация по месту проживания несовершеннолетнего, месту проживания законного представителя или по месту размещения соответствующей начальной или средней школы или детского сада, которые находятся в тесном контакте с этим несовершеннолетним, подвергают указанного законного представителя критике и воспитательным мерам, призывают его воспрепятствовать действиям и поведению несовершеннолетнего или призывают его получить рекомендации по семейному воспитанию и т.д., в соответствии с законодательством.

Статья 53.

Нарушение требований статьи 7, абзаца 3 статьи 19, абзаца 2 статьи 38 настоящего Положения влечёт вынесение уполномоченными органами, в соответствии с их обязанностями и компетенциями, предписания устранить нарушения. Отказ устранить нарушения, при наличии серьёзных обстоятельств, влечёт наказание в форме штрафа в размере от 50 000 юаней до 500 000 юаней, а на непосредственно виновных лиц – штраф в размере от 10 000 юаней до 100 000 юаней.

Статья 54.

Нарушение требования абзаца 1 статьи 20 настоящего Положения влечёт вынесение уполномоченными органами, в соответствии с их обязанностями и компетенциями, предписания устранить нарушения, производится конфискация незаконных доходов. Отказ устранить нарушения, при наличии серьёзных обстоятельств, влечёт наказание в форме штрафа в размере до 1 млн. юаней, а непосредственно виновные лица и другие лица, несущие прямую ответственность, наказываются штрафом в размере от 10 000 юаней до 100 000 юаней.

Нарушение требований пунктов 1 и 5 абзаца 1 статьи 20 настоящего Положения, если обстоятельства являются серьёзными, влечёт вынесение уполномоченными органами выше провинциального уровня, в соответствии с их обязанностями и компетенциями, предписания устранить нарушения. Отказ устранить нарушения, при наличии серьёзных обстоятельств, влечёт конфискацию незаконных доходов и наложение штрафа в размере до 50 млн. юаней или в размере не свыше пяти процентов от оборота за предыдущий год. Также может быть выдано предписание о приостановке соответствующего бизнеса или реорганизационной приостановке бизнеса, может быть выдано предписание соответствующим уполномоченным органам отозвать соответствующее разрешение на ведение бизнеса или лицензию на ведение бизнеса в соответствии с законодательством; может быть наложен штраф в размере от 100 тыс. до 1 млн. юаней на непосредственно виновных руководителей и других лиц, несущих прямую ответственность, а также может быть принято решение о запрете таковым лицам в течение определённого периода времени занимать должности директоров, иных руководителей, высшего управленческого персонала и должности ответственных за защиту несовершеннолетних на соответствующих предприятиях.

Статья 55.

Если лицо нарушает требования статей 24 или 25 настоящего Положения, уполномоченными органами, в соответствии с их обязанностями и компетенциями, ему предписывается в течение определённого срока устранить нарушения, выносится предупреждение, конфискуется незаконный доход, налагается штраф в размере до 100 тыс. юаней. Если лицо отказывается устранить нарушения или обстоятельства являются серьёзными, этому лицу предписывается приостановить соответствующее предприятие, приостановить производство и эксплуатацию, аннулируются соответствующие разрешения на ведение бизнеса или отзываются лицензии на ведение бизнеса, а если незаконный доход превышает 1 млн. юаней, налагается штраф в размере от 1 до 10 млн. юаней. Если незаконный доход превышает 1 млн. юаней, налагается штраф в размере не менее однократной, но не более десятикратной суммы незаконного дохода; если незаконного дохода нет или он составляет менее 1 млн. юаней, налагается штраф в размере от 100 тыс. до 1 млн. юаней.

Статья 56.

Нарушение требований статей 26 (абзацы 2 и 3), 28, 29 (абзац 1), 31 (абзац 2), 36, 38 (абзац 1), 42-45, 46 (абзац 2) и 47 настоящего Положения влечёт вынесение уполномоченными органами, в соответствии с их обязанностями и компетенциями, предписания устранить нарушения, вынесение предупреждения, конфискацию незаконного дохода и наложение штрафа в размере не менее одной, но не более десятикратной суммы незаконного дохода, если незаконный доход превышает 1 млн. юаней. Если незаконный доход составляет менее 1 миллиона юаней, налагается штраф в размере от 100 000 до 1 миллиона юаней. При отсутствии незаконных доходов влечёт наложение штрафа в размере от 10 000 до 100 000 юаней на непосредственно виновный контролирующий персонал и другой непосредственно виновный персонал. Если лицо отказывается устранить нарушения или обстоятельства являются серьёзными, это лицо наказывается штрафом в размере от 100 000 юаней до 1 миллиона юаней, а также ему может вынесено постановление о приостановлении соответствующей деятельности, приостановлении и исправлении, закрытии веб-сайта, отзыве соответствующего разрешения на ведение деятельности или отзыве лицензии на ведение деятельности.

Статья 57

Поставщик интернет-продуктов и услуг, нарушивший требования настоящего Положения, наказывается закрытием веб-сайта, отзывом соответствующего разрешения на ведение бизнеса или лишением лицензии на ведение бизнеса. Он не праве повторно обращаться за получением соответствующих разрешений в течение пяти лет, а его непосредственные ответственные руководители и другой непосредственно ответственный персонал не вправе заниматься аналогичным видом интернет-продуктов и услуг в течение пяти лет.

Статья 58.

Лицо, нарушающее требования настоящего Положения, посягающее на права и законные интересы несовершеннолетних или причиняющее им вред, несёт гражданско-правовую ответственность в соответствии с законом; лицо, совершившее нарушение требований общественной безопасности, подвергается соответствующему наказанию согласно закону; лицо, совершившее уголовное преступление, несёт уголовную ответственность в соответствии с законом.


Глава 7. Дополнительные положения

Статья 59.

Термин «интеллектуальное терминальное устройство», используемый в настоящем Положении, относится к сетевым терминальным устройствам, таким, как мобильные телефоны и компьютеры, которые могут быть подключены к сети Интернет, имеют операционные системы и могут быть задействованы самими пользователями с помощью прикладного программного обеспечения.

Статья 60.

Настоящее Положение вступает в силу с 1 января 2024 года.


Перевод: д.ю.н., проф. И.В. Понкин (член Общественного совета при ГУ МВД России по Московской обл.), к.ю.н. А.А. Понкина.


Фото // сгенерировано нейросетью